USD 63.9542

-0.06

EUR 71.1299

+0.23

BRENT 59.29

-0.01

AИ-92 42.27

0

AИ-95 46.03

0

AИ-98 51.79

-0.04

ДТ 46.19

+0.03

55

Что приведет к окончанию кризиса?

Ясно, что падение рубля рано или поздно прекратится. Курс рубля после 1998 г. всегда был занижен, о чем свидетельствует паритет покупательной способности (ППС), согласно которому курс должен быть 14-15 руб. за 1 доллар. Удорожание импортных товаров постепенно укрепит сальдо торгового баланса. Отток капитала за рубеж имеет свои естественные пределы, так как не все инвесторы – спекулянты.

Что приведет к окончанию кризиса? Что приведет к окончанию кризиса?

Ясно, что падение рубля рано или поздно прекратится. Курс рубля после 1998 г. всегда был занижен, о чем свидетельствует паритет покупательной способности (ППС), согласно которому курс должен быть 14-15 руб. за 1 доллар.

Удорожание импортных товаров постепенно укрепит сальдо торгового баланса. Отток капитала за рубеж имеет свои естественные пределы, так как не все инвесторы – спекулянты. Перевод рублевых депозитов в валюту также рано или поздно закончится, хотя здесь пока еще далеко «до финиша». Российская экономика всегда будет предъявлять спрос на национальную валюту хотя бы как на средство обращения. Данный фактор, как отмечалось, усиливается как резким замедлением роста денежной массы, так и (что взаимосвязано) повышением процентных ставок. Последние – индикатор роста спроса на рубли, например ставки MIBID и MIBOR (т.е. ставки, соответственно, спроса и предложения на кредиты и депозиты на московском межбанковском рынке) с 12 января выросли почти в 2 раза, равно как и спрэд между ними. Этому же будет способствовать и прекращение падения мировой экономики, которое рано или поздно наступит, и цены на российские экспортные экспортные товары, и сам объем экспорта стабилизируются. Ясно, что ослабление рубля этому будет также способствовать.

Однако восстановление мировой экономики быстрым не будет. Как прогнозирует Международный валютный фонд (1), развитые страны в 2009 г. будут демонстрировать отрицательный рост, впервые с времен Второй мировой войны. При этом в США, по мнению экспертов МВФ, рост будет минус 0.7 %, в зоне Евро, основном торговом партнере России, минус 0.5 %. Соответственно, будет падать мировой спрос на потребительские товары, особенно длительного пользования, и на инвестиции. Рост мировой торговли сократится в 2009 г. до 2.1 %, причем в до минус 0.1 % развитых странах. Цена на нефть в среднем в 2009 г. будет на 32 % ниже, чем в среднем за 2008 г., цены других товаров, включая металлы и продовольствие в среднем на 18 % ниже.

При этом во второй половине 2009 г. возможно восстановление роста мировой экономики, и этому будет способствовать как падение цен на основные товары, так и снижение мировых процентных ставок. Постепенная «расчистка» американского финансового рынка также рано или поздно случится, и экономика США перестанет быть фактором нестабильности для мировых рынков. Соответственно, будут постепенно улучшаться условия и для российской экономики.

В какой степени меры российского правительства способствуют преодолению кризиса?

С осени 2008 г. правительство России осуществляет меры по оздоровлению экономики. Часть мер следует признать удачными, другие – нет. К первым можно отнести:

- снижение налогов, как общих, так и на малый бизнес, работающий по упрощенной системе;
- увеличение амортизационной премии;
- снижение экспортной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- рост оборонного заказа и обещание не снижать социальные выплаты;
- облегчения устройства легальных мигрантов;
- поддержка банковской системы.

Важно, чтобы эти заявленные меры были полностью реализованы, они способствуют финансовому укреплению бизнеса, поддержанию совокупного спроса в экономике. В то же время налицо и слабости российской экономической политики, отметим наиболее важные.

1. Непрозрачность процедур. Непонятно, кому, и в каких объемах выделяются средства финансовой помощи и как они инвестируются.
2. Создается впечатление, что у властей нет четкого плана действий. По крайней мере, он не заявлен публично.
3. Обратная связь между властью, обществом и бизнесом отсутствует. Решения власти непонятны большинству граждан, и это не способствует столь необходимому в период экономических потрясений доверию между экономическими агентами.
4. Решения принимаются с задержкой, воплощаются в жизнь с еще одной отсрочкой, последствия их выполнения – еще отсрочка. В таких условиях эффективность даже самых правильных решений снижается.
5. Правительство декларировало адресную поддержку отдельных компаний, но эффективность подобных мер не очевидна, не просчитана.
6. Кредитование банков осуществляется без привязки этих денег к обязательству кредитовать реальный сектор.

Что делать?

Кризис при всей его тяжести имеет, как минимум один плюс: он заставляет задуматься о допущенных ошибках и служит поводом к продолжению лечения старых «болячек». В связи с этим можно предложить ряд мер, которые делятся на текущие и стратегические.

Текущие меры включают следующий перечень:
1. Банку России надо снизить такое масштабное кредитование банков. У них уже достаточно ликвидности, а международные резервы уже уменьшились на 200 млрд. долл. по сравнению с максимумом 2008 г. Банки, испытывающие дефицит рублей, сейчас могут закрыть свои длинные позиции в валюте.
2. Надо попытаться постепенно снижать процентные ставки, а для этого как минимум снизить ставку рефинансирования. Полагаю, что это решение, как средство против оттока капитала, было ошибочным, так как способствовало удорожанию кредитов и спаду.
3. Следует решить, наконец, проблему возврата НДС экспортерам. В условиях ухудшения платежного баланса и падения рубля существование этой застарелой проблемы совершенно недопустимо.
4. Помощь отдельным компаниям и банкам следует оказывать лишь с условием раскрытия информации о компании, снижения дивидендов, зарплат руководства, возможно, продажи непрофильных активов. Деньги налогоплательщиков надо экономить.

Меры стратегические давно назрели, и кризис как раз отразил их наиболее полно. Приведем их список:
1. Диверсифицировать экспорт, как продуктовую, так и страновую структуру.
2. Дать реальные налоговые льготы инвестиционно- и иновационно – активным компаниям.
3. Увеличить амортизационную премию с 30 % до 50 %.
4. Увеличить в несколько раз порог выручки для компаний, которым разрешено работать по упрощенной системе налогообложения.
5. Ввести налоговые льготы кооперативам и товариществам, как это имеет место в развитых странах.
6. Другие меры поддержки малого бизнеса – снижение арендной платы, помощь в оформлении аренды, приобретении недвижимости и земельных участков на льготных условиях. Избавить его от излишних бумажек, процедур, прочей бюрократии.
7. Поддержка иностранных инвесторов – то же снижение бюрократии, облегчить получение виз, разрешений на работу, аренды и покупки недвижимости.
8. Часть денег вместо поддержки отдельных компаний использовать для строительства дорог, которое было у нас запущено последние 20 лет, для улучшения другой инфраструктуры, портов в первую очередь.
9. Нормализовать и упростить земельные отношения, дать возможность бизнесу и гражданам приобретать земельные участки на льготных условиях.
10. Содействовать конкуренции, снижать монополизацию.
11. Власти – добиваться доверия между нею и обществом, осуществлять постоянный контакт с представителями бизнеса, общественными организациями.
12. Бизнесу – перейти на иную модель привлечения кадров, усилить переподготовку кадров. Понять, что для выживания и упрочения на рынке ему нужны кадры с совершенно иным, чем сейчас уровнем подготовки, причем не только специальной, но и общим уровнем эрудиции, способностью к стратегическому мышлению. Использовать достижения науки в производстве.
________
1World economic outlook. Update. С сайта www.imf.org

Система Orphus