Об этом 2 апреля 2023 г. пишет Financial Times (FT) со ссылкой на отраслевых экспертов.
Рост рисков обусловлен механизма потолка цен, который запрещает западным компаниям оказывать транспортные, финансовые и страховые услуги в отношении судов, перевозящих российскую нефть и нефтепродукты по цене выше потолка.
Напомним, что потолок цен на перевозимую по морю российскую нефть на уровне 60 долл. США/барр. был введен коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд стран) 5 декабря 2022 г.
С 5 февраля 2023 г. установлен потолок цен на нефтепродукты, который для премиальных нефтепродуктов составляет 100 долл. США/барр., а для нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти - 45 долл. США/барр.
Исполнительный директор норвежской страховой компании Gard Р. Т. Роппестад считает, что привлекаемые Россией менее проверенные страховщики из незападных стран могут не столь ответственно подойти к ликвидации последствий возможных разливов нефти.
Тезисы от Р. Т. Роппестада:
- с начала российской спецоперации на Украине несколько тысяч судов совершали торговые операции по всему миру без обеспечения Международной группы клубов взаимного страхования судовладельцев (International Group of P&I Clubs, IGP&I),
- есть обеспокоенность по поводу надежности и способности страховщиков, не входящих в IGP&I, справиться с разливом или другим несчастным случаем,
- вероятность подобных инцидентов увеличивается в связи с повышением среднего возраста используемых судов для перевозки российской нефти в условиях западных ограничений,
- существует гораздо больший риск наихудшего сценария, при котором никто не будет платить за ликвидацию аварийного разлива нефти (ЛАРН),
- по мере того, как теневой флот продолжает расти, он будет становиться только острее,
- это может привести к социальной и экологической катастрофе, которая ожидает своего часа, и должно вызывать у Запада беспокойство.
P&I-страхование (protection and indemnity insurance, страхование защиты и возмещения убытков) предполагает страхование широких, неопределенных рисков при морских перевозках, которые некоторые страховщики обычно не покрывают.
Клубы взаимного страхования IGP&I предлагают страхование ответственности перед третьими лицами, например, в случае крушения судна.
В состав группы IGP&I входят, в основном европейские и американские страховщики, исторически они покрывали около 90% мировых морских перевозок.
Членом группы является и норвежская Gard, что означает заинтересованность компании в сохранении доминирующей позиции IGP&I.
Один из руководителей трейдера Trafigura Б. Лакок отметил растущую значимость небольших, менее опытных торговых фирм, полагающихся на более старые суда.
Напомним, что Trafigura была одним из крупнейших поставщиков российской нефти до того, как свернула этот бизнес в 2022 г.
По данным FT, Минфин США недавно призывал Trafigura и Gunvor возобновить работу с российской нефтью при соблюдении ценового потолка, чтобы сохранить потоки российской нефти на рынке.
Также отмечается, что участие крупных перевозчиков в операциях с российской нефтью должно позволить западным странам лучше понимать структуру российского экспорта.
Особой зоной обеспокоенности Б. Лакок назвал пролив Эресунн между Данией и Швецией, который остается важным торговым маршрутом для российских танкеров.
В октябре 2022 г. FT писал об опасениях властей Дании о том, что танкеры с российской нефтью, идущие через датские проливы, могут разбиться или разлить груз, если будут проходить по опасному мелководью без местных лоцманов.
В 6м пакете санкций ЕС, вместе с эмбарго на поставки российской нефти и нефтепродукты, был включен запрет с 5 декабря 2022 г. для компаний из ЕС на страхование танкеров с российской нефтью и нефтепродуктами, оказание технической помощи и др. услуг, связанных с перевозкой в третьи страны сырой нефти или нефтепродуктов, происходящих из России или экспортируемых из России.
В соответствии с Копенгагенской конвенцией 1857 г., все международные суда имеют право проходить через проливы, но Дания должна предоставить лоцманов, чтобы помочь судам.
Представители датской судоходной отрасли тогда предупреждали, что санкции ЕС могут привести к увеличению количества неуправляемых судов.
В связи с запросами северных стран ЕС в марте 2023 г. все-таки решил предоставить исключения для лоцманских услуг из санкций против России.