В 1й половине мая среднесуточная добыча нефти снизилась по сравнению с апрелем:
- на проекте Сахалин-1 почти в 2,9 раза и составила 8,2 тыс. т.
- на проекте Сахалин-2 на 1,8% и составила 11,1 тыс. т.
Сахалин-1
Лидером падения добычи стал проект Сахалин-1, оператор которого американская Exxon в конце апреля объявила форс-мажор из-за последних событий, которые препятствуют или задерживают выполнение компанией своих обязательств по соглашениям и проведение операций на требуемом уровне международных стандартов для морской и нефтяной промышленности, и сократила объем производства.Так, среднесуточная добыча нефти на проекте Сахалин-1 в 1й половине мая снизилась к уровню апреля почти в 2,9 раза - до 8,2 тыс. т.
В ExxonMobil заявили, что предпринимают шаги по выходу из консорциума, что включает в себя решение договорных и коммерческих обязательств.
Ранее Bloomberg со ссылкой на источники сообщал, что азиатские нефтепереработчики пытаются отказаться от закупок нефти марки Sokol, добываемой в рамках Сахалина-1, из-за санкций в отношении компании Совкомфлота, которая транспортирует сахалинское сырье с экспортного терминала в Де-Кастри.
Отмечалось, что танкеры компании не могут получить страховки от международных компаний.
Позже агентство уточняло, что в период с 27 апреля по 12 мая был отправлен всего 1 танкер с нефтью марки Sokol из 6 запланированных.
В квартальном отчете американская компания оценила убыток в 3,4 млрд долл. США от выхода из проекта Сахалин-1, где в год добывается 11,3 млн т нефти, и отметила снижение доказанных запасов компании на 150 млн бнэ (около 1% всех запасов ExxonMobil ).
Кроме Exxon в Сахалине-1 участвуют также SODECO (Япония) - 30%, Роснефть - 20%, ONGC (Индия) - 20%.
Сахалин-2
На другом сахалинском СРП-проекте – Сахалин-2 (оператор - Sakhalin Energy) – добыча тоже снизилась к апрельским показателям, но не так существенно - на 1,8%, до 11,1 тыс. т/сутки.Контрольный пакет акций в компании-операторе Сахалин энерджи (50% плюс одна акция) принадлежит Газпрому, Shell – 27,5%, японские Mitsui – 12,5 % , Mitsubishi – 10%.
Как сообщалось, в конце февраля Shell, владеющая 27,5% долей в проекте, также объявила о намерении выйти из актива и позднее отозвала оттуда свой управляющий и технический персонал.
В отчете за 1й квартал компания признала убыток от обесценения по этому проекту в размере 1,614 млрд долл. США.
Вместе с тем сообщалось, что японские Mitsui и Mitsubishi не намерены выходить из проекта, где добывается около 4 млн т/год нефти.
При этом, по данным Bloomberg, поставки с Сахалина-2 осуществляются лучше, чем с Сахалина-1.
Харьягинское СРП
Суточная добыча на Харьягинском СРП-проекте (оператор - Зарубежнефть-добыча Харьяга) в Ненецком автономном округе, напротив, выросла на 34%, до 4,7 тыс. т.Сторонами соглашения являются Российская Федерация в лице Правительства РФ и Администрации Ненецкого автономного округа, а также инвесторы.
В этом консорциуме также нашелся желающий выйти – норвежская Equinor, владеющая 30% долей.
Как сообщалось, компания отразила чистый убыток от списания активов в РФ (объекты на Харьяге, Северо-Даниловском и Северо-Комсомольском месторождениях) на уровне 1,08 млрд долл. США и потерю 88 млн бнэ запасов (1,6%).
Другой иностранный партнер проекта - Total, владеющий 20%, пока не информировал о планах выхода из этого актива, но заявил о прекращении инвестиций в проекты на территории России.
В 2021 г. на Харьяге добыли 1,56 млн т нефти.