Об этом компания сообщила на своей странице в Facebook.
Тезисы NOC:
- форс-мажор отменяется на безопасных месторождениях и портах;
- компаниям-операторам и соответствующим департаментам NOC даны инструкции приступить к исполнению их обязанностей и возобновить добычу нефти с безопасных месторождений и ее экспорт из портовых нефтетерминалов;
- однако форс-мажорные обстоятельства будут действовать на всех ее объектах, где по-прежнему находятся вооруженные группы, препятствующие ее деятельности;
- дальнейшую деятельность NOC будет вестись по «высочайшим международным стандартам прозрачности коммерческих операций» под руководством исполнительной власти с целью справедливого распределения будущих доходов.
- наша главная задача - начать добычу и экспорт, принимая во внимание безопасность рабочих и операций, а также предотвращая любые попытки политизировать национальный нефтяной сектор;
- NOC выполняет свою техническую и неполитическую миссию по возобновлению работы во безопасных районах, а в настоящее время проводится техническая оценка в рамках подготовки к началу производства и поставок за рубеж.
- Правительство национального согласия (ПНС) Ф. Сарраджа в г. Триполи;
- пользующиеся поддержкой Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Х. Хафтара парламент и временный кабинет на востоке страны.
Весной 2019 г. Х. Хафтар развернул наступление на Триполи, столичный кабмин обратился за поддержкой к Турции.
С ее помощью его формированиям удалось вернуть часть потерянных ранее территорий.
18 января 2020 г. прекратили работу главные экспортные наливные терминалы страны из 5ти портов - Брега, Рас-Лануф, Харига, Зуейтина и Сидра в «нефтяном полумесяце», находящиеся под контролем ЛНА.
NOC объявила форс-мажор в связи с невозможностью выполнения своих контрактных обязательств.
19 января 2020 г. были остановлены крупнейшее нефтяное месторождение Эш-Шарара и расположенное неподалеку Эль-Филь, ежедневная добыча на которых составляла примерно 400 тыс. барр./сутки.
С прекращением функционирования 2х вышеупомянутых месторождений и объявлении форс-мажора вся нефтяная промышленность Ливии фактически остановилась.
Это уже обернулось для Ливии убытками в размере почти 10 млрд долл. США.
В настоящее время добыча нефти в Ливии составляет всего 100 000 барр/сутки - по сравнению с 1,2 млн барр/сутки в начале 2020 г, непосредственно перед блокадой в январе.
3 недели назад силы Х. Хафтара отклонили предложение о перемирии, объявленное поддерживаемым ООН правительством Ливии, назвав его «маркетинговым» ходом.
Но 18 сентября 2020 г. Х. Хафтар объявил о возобновлении добычи и экспорта ливийской нефти.
Это решение он объяснил стремлением не допустить ухудшения экономической ситуации в Ливии, однако скорее всего оно продиктовано нежеланием вступать с США острый конфликт.
Госдеп США уже пригрозил Х. Хафтару санкциями, если тот не позволит NOC возобновить добычу, и уже 12 сентября 2020 г. ЛНА передала властям США личное обязательство Х. Хафтара разрешить полное возобновление работы энергетического сектора.
Автор: А. Игнатьева