Накопленный объем экспорта нефти арктических сортов Газпром нефти на сегодняшний день сопоставим с вместимостью 750 тыс. автоцистерн протяженностью от г. Калининград до г. Владивосток.
Нефть сортов ARCO и Novy Port пользуется стабильным спросом на европейском рынке.
Для организации ее поставок Газпром нефть создала уникальную логистическую схему круглогодичной транспортировки углеводородов.
Ее ключевые элементы:
- нефтедобывающая морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) Приразломная;
- стационарный морской ледостойкий отгрузочный терминал (СМЛОТ) беспричальной отгрузки нефти Ворота Арктики,
- танкерный флот усиленного ледового класса;
- ледоколы построенные по заказу Газпром нефти, а также привлеченные ледоколы;
- рейдовый перевалочный комплекс.
А также 2 мощных дизель-электрических ледокола нового поколения - «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий», которые в 2018 г. сошли со стапелей Выборгского судостроительного завода (ВСЗ).
Эффективность и безопасность работы обеспечивает первая в мире цифровая система управления арктической логистикой Капитан, созданная специалистами Газпром нефти в апреле 2019 г.
С ее помощью компания осуществляет круглогодичный вывоз всего объема добываемой нефти с минимальными затратами.
Капитан использует такие потоки информации, как объемы суточной добычи на Новопортовском и Приразломном месторождениях и объемы накопления нефти в нефтехранилищах, местоположение и параметры движения судов, данные о ледовой обстановке на маршрутах, графиках приливов и отливов, погодных условиях, возможность формирования новых стандартных для рынка партий поставок сырья.
Функционал системы позволяет в режиме реального времени вести комплексный анализ эффективности эксплуатации флота, оценивая скорость движения на маршруте, расход топлива, объем загрузки судов.
Тезисы замгендиректора Газпром нефти по логистике, переработке и сбыту А. Чернера:
- успешный опыт Газпром нефти в организации круглогодичного вывоза нефти, добываемой нашей компанией в российской Арктике, позволяет наращивать объемы экспорта и повышать эффективность бизнеса;
- в 2019 г. список покупателей нефти сортов ARCO и Novy Port расширился - все больше крупных европейских переработчиков заинтересованы в приобретении востребованной арктической нефти, гарантированная бесперебойная доставка которой обеспечена уникальной логистической схемой и использованием современных цифровых технологий.
Маркетинг арктической нефти на зарубежных рынках осуществляет дочка Газпром нефти - Gazprom Neft Trading GmbH.
Новопортовское месторождение - одно из самых крупных разрабатываемых НГКМ на п-ве Ямал.
Оно расположено за Полярным кругом, вдалеке от транспортной трубопроводной инфраструктуры.
Круглогодичная отгрузка углеводородов с Новопортовского НГКМ осуществляется с помощью нефтеналивного терминала Ворота Арктики в Обской губе.
Извлекаемые запасы Новопортовского НГКМ категорий C1 и С2 составляют более 250 млн т нефти и конденсата, а также более 320 млрд м3 газа.
Новопортовская нефть (сорт Novy Port) по своим свойствам относится к категории легких, c низким содержанием серы (около 0,1%).
Накопленная добыча нефти на Новопортовском НГКМ в конце июня 2019 г. достигла 20 млн т.
Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 г. и располагается в Печорском море в 60 км от берега.
Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн т.
Для его разработки создана МЛСП Приразломная.
Она рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым современным требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.
Приразломное на данный момент единственный проект по добыче нефти на российском арктическом шельфе.
Разработка месторождения началась в декабре 2013 г.
Новый сорт нефти ARCO впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 г.
Накопленная добыча нефти на Приразломном месторождении в апреле 2019 г. достигла 10 млн т.
Нефть с Приразломного и Новопортовского месторождений транспортируется танкерами-челноками в порт Мурманск, где на рейде в Кольском заливе находится танкер-накопитель Умба, с которого осуществляются дальнейшие поставки углеводородов на мировой рынок стандартными танкерными партиями.
Газпром нефть видит большие перспективы к арктических проектах.
Уже на сегодняшний день доля добычи в Арктике у Газпром нефти превышает 20% от общего объема добычи нефти.
Автор: Д. Савосин