Об этом пишет Financial Times (FT) со ссылкой на внутреннюю презентацию компании «Трансформация ПАО Газпром», подготовленную в 2024 г. и попавшей в распоряжение издания.
Газпром сосредотачивается
FT пишет, что в документе приводится мрачный прогноз перспектив Газпрома, согласно которому:- в 2025 г. общий объем поставок в Европу и Турцию сократится более чем в 5 раз по сравнению с уровнем 2019 г., упав до 47 млрд м3, а в 2034 г. опустится до 34 млрд м3,
- денежный поток останется отрицательным и к 2034 г. сформирует дефицит в размере 15 трлн руб.
По данным издания, архитектором будущих структурных изменений в Газпроме выступает зампред правления - начальник Департамента 105 Газпрома (корпоративные отношения и управление имуществом) Е. Илюхина.
В частности, предлагается:
- объединить разрозненные подразделения Газпрома в единую вертикально интегрированную компанию, в т.ч. усилить контроль Газпрома над Газпром нефтью [этот процесс уже идет - еще в апреле 2024 г. Газпром нефть перешла на модель управления, аналогичную Газпрому],
- сократить расходы - от командировочных и аренды офисов до отношений с государственными органами,
- избавиться от непрофильных активов [Газпром уже объявил торги по ряду офисных и санаторно-курортных объектов в Москве, Московской и Тверской областях - прим. ред.],
- частично или полностью продать сеть метановых заправок (АГНКС) Газпрома [в начале февраля в ряде Telegram-каналов появилась информация о закрытии летом 2025 г. 2 АГНКС в г. Москва, на что Газпром газомоторное топливо заявил, что в 2025 г. будут приняты оптимизационные решения в пользу повышения эффективности эксплуатации сети АГНКС, речь идет о частичном реинжиниринге процессов, а также технологической модернизации - прим. ред.],
- провести крупнейшее за всю историю компании сокращение штата в штаб-квартире - порядка 1600 рабочих мест или чуть менее 40% [о планируемом сокращении штата администрации Газпрома (центральный аппарат и филиал 644 в г. Санкт-Петербург) с 4,1 тыс. до 2,5 тыс. сотрудников ранее сообщал 47news.ru - прим. ред.].
Газпрому предстоит перейти от модели «сильные дочки контролируют слабый центр» к модели «сильный центр, управляемые дочерние компании».
Бизнес-модель компании должна была быть ориентирована на внутренний рынок, предлагая широкую номенклатуру услуг - от газа до электроэнергии и финансовых услуг.
FT также утверждает, что Е. Илюхина предоставила подробную схему сокращения штата, согласно которой:
- как минимум 3 департамента должны быть закрыты,
- среди этих департаментов - созданный в 2022 г. департамент для поиска способов замены западных технологий российскими альтернативами [вероятно, речь о Департаменте технической политики (Департаменте 335), который занимается импортозамещением, но он был создан в 2015 г. - прим. ред.],
- еще 8 дивизионов [точное название административных единиц не уточняется - прим. ред.] будут слиты, в т.ч. подразделения по внешнеэкономическим связям и капитальному ремонту [что это будет за подразделение - не уточняется],
- юридические, налоговые и казначейские функции должны были быть объединены в единый центр.
Что известно официально?
Масштабную корпоративную реформу Газпрома глава компании А. Миллер анонсировал на предновогоднем селекторе 26 декабря 2024 г.По масштабу изменений реорганизацию в Газпроме можно сравнить со 2м этапом реформы Газпрома, реализованным в начале 2000х гг.
Тогда деятельность добычных и газотранспортных обществ Газпрома была обособлена от неосновных видов деятельности, сформированы отдельные холдинги по геологоразведке, бурению, ремонту скважин, подземному хранению газа, переработке, газораспределению, связи.
Сейчас Газпром приступает к внедрению сервисной модели обеспечивающих функций.
А. Миллер комментировал изменения так:
- принято решение о внедрении сервисной модели для обеспечивающих функций в группе Газпром, мы создаем общий центр обслуживания, где будут консолидированы сервисные активы - такие функции как бухгалтерский учет и расчеты, управление недвижимостью, кадровое делопроизводство, правовая поддержка, цифровые услуги и работа с конечными потребителями,
- в основе такого подхода - 4 составляющие:
- 3 из них - централизация, унификация, автоматизация процессов,
- самая главная составляющая - обеспечивающая функция начинает взаимодействовать с основным бизнесом как с партнером;
- в результате мы получим работу с общим центром обслуживания, который позволит Газпрому сосредоточиться на решении стратегических задач, а сотрудникам центра обслуживания - на повышении уровня сервиса для компаний группы Газпром.
Однако связь кадровых перестановок с анонсированной реорганизацией более чем вероятна.