Нафтогаз расформировал одиозный интегрированный газовый бизнес, разделив добычу и коммерцию
Изначально создание интегрированного газового бизнеса Нафтогаза выглядело странно...
Об этом Нафтогаз сообщил 8 мая 2020 г.
После анбандлинга, в результате которого из Нафтогаза был выделен независимый Оператор газотранспортной системы Украины (ОГТСУ), рыночные условия для Нафтогаза сильно поменялись.
Несмотря на то, что новый транзитный контракт с Газпромом заключал ОГТСУ, Нафтогаз все-таки остался участником транзита, бронируя мощности ГТС Украины для Газпрома и беря на себя риски, связанные с изменениями законодательством Украины.
Такая посредническая функция позволило Нафтогазу избежать превращения в дистрибьюторскую компанию, но под новые реалии все-таки пришлось подстраиваться.
Расформирование интегрированного газового дивизиона Нафтогаз объяснил необходимостью сфокусироваться на деятельности по реализации газа конечным потребителям после отмены действия специальных обязательств (ПСО) с 1 июля 2020 г.
Глава Нафтогаза А. Коболев пояснил, что ключевые стратегические решения по развитию бизнеса будут приниматься на уровне дивизионов, а операционная работа будет сосредоточена на уровне предприятий, где для этого есть соответствующая экспертиза.
Дивизион Разведка и добыча будет отвечать за разведку и добычу газа и жидких углеводородов, эффективные инвестиции и наращивание доказанных запасов в портфеле Нафтогаза.
Новое подразделение возглавил А. Романюк, который до этого занимал должность 1го заместителя гендиректора Укргаздобычи.
На новой должности А. Романюк будет отвечать за разработку стратегии и бизнес-плана дивизиона, утверждение инвестпроектов и бюджетов, управление операционной деятельностью добывающих подразделений в рамках согласованной стратегии, бюджета и инвестиционного плана.
В свою очередь долго остававшуюся вакантной должность гендиректора Укргаздобычи назначена Е. Кобец, которая в течение почти 5 лет возглавляла юридическое направление компании в должности директора по правовым вопросам и члена правления.
Е. Кобец будет отвечать за взаимодействие с акционерами и соблюдение компанией юридических и фискальных законодательных требований, соблюдение требований стандартов и процедур группы и авторизацию контрактов, обеспечивать функционирование корпоративного управления, представлять Укргаздобычу как юридическое лицо.
Основными функциями дивизиона Коммерция станет развитие сегмента розничной торговли газом, трейдинговая деятельность и налаживание эффективных каналов реализации природного газа.
Руководителя коммерческого дивизиона Нафтогаз пообещал назначить и представить позже.
Дивизион Интегрированный газовый бизнес Нафтогаз создал в конце 2018 г.
Решение выглядело странно на фоне мировой практики, когда добычное и коммерческое направления разделены между подразделениями компании.
Также странно выглядело и назначение главой дивизиона А. Фаворова, с которым впоследствии была связана целая серия скандалов.
Еще на момент назначения к А. Фаворову были вопросы по поводу двойного гражданства (Украина и США) и его деятельности в качестве директора и управляющего партнера компании Энергетические ресурсы Украины (Energy resourses of Ukraine, ERU).
В марте 2019 г. исполнительный директор Нафтогаза Ю. Витренко заявил о наличии у А. Фаворова конфликта интересов и участии в коррупционной схеме с участием ERU Traiding, которая являлась посредником между Нафтогазом и Укртрансгазом, получая газ по заниженной цене и продавая его для производственно-технологических нужд Укртрансгазу на контрактных условиях.
Эти обвинения не получили особого развития, тем более, что у Ю. Витренко были определенные основания для неприязни в связи с тем, что при назначении А. Фаворова руководителем интегрированного газового бизнеса Нафтогаза, к нему перешла часть полномочий Ю. Витренко, а сам Витренко стал не главным, а просто исполнительным директором Нафтогаза.
В июне 2019 г. А. Фаворову прилетел вызов на бой без правил от И. Насалика, возглавлявшего теперь уже расформированное министерство энергетики и угольной промышленности Украины.
И. Насалик возложил на А. Фаворова полную ответственность за работу Укргаздобычи с конца 2016 г. по февраль 2019 г. и, в частности, за утилизацию 40 млрд грн, которые были «содраны» с помощью тарифов на газ, под видом увеличения добычи газа.
Но и этот конфликт развития не получил.
Последней каплей стал скандал, связанный с импичментом президента США Д. Трампа.
В ноябре 2019 г. А. Фаворов рассказал о схеме, по которой его хотели втянуть в захват Нафтогаза.
Противники Д. Трампа, входящие в т.н. «картель Сороса» обратились к А. Фаворову с предложением сделать его своим человеком и организовать его назначение на должность главы Нафтогаза вместо А. Коболева.
Предложение А. Фаворов отверг и уведомил о произошедшем А. Коболева, но осадочек остался и глава Нафтогаза приложил усилия к тому, чтобы А. Фаворов покинул Нафтогаз.
Представив в феврале 2020 г. новую программу Укргаздобычи Трезуб, сменившую провалившуюся программу 20/20, А. Фаворов продержался в Нафтогазе еще месяц и покинул компанию в апреле 2020 г.
Автор: Е. Алифирова