Потери Транснефти при поставках нефти Роснефти через Казахстан в Китай могут составить 5,5 млрд руб.
Об этом сообщил глава Транснефти Н. Токарев.
Известно, что Роснефть планирует увеличить поставки нефти в Китай на 10 млн т/год.
Инициатива увеличения нефтяных поставок исходила от Роснефти.
В этих целях она пригласила на переговоры в г Москву представителей CNPC.
В Роснефти тогда сообщили, что рост поставок нефти в Китай не связан с необходимостью финансировать сделку по приобретению ТНК-ВР, которая должна быть закрыта в 2013 г.
22 октября 2012 г Роснефть согласовала основные условия «сделки века» с владельцами ТНК-ВР, поэтому для завершения сделки Роснефти деньги нужны.
Роснефть предлагает продавать дополнительную нефть по магистральному нефтепроводу (МНП) Атасу-Алашанькоу, который проходит через Казахстан.
1-я партия российской нефти по МНП Атасу-Алашанькоу была доставлена в Китай в 2006 г.
Магистральный нефтепровод, протяженность которого составляет 962,2 км, соединяет Атасу (Казахстан) с пограничным пунктом Алашанькоу (Alashankou) на границе КНР и Казахстана.
Проектная пропускная способность МНП – 20 млн т/год нефти, но она так и не достигнута.
В 1-е годы запуска МНП по нему было перекачено в 2 раза меньше нефти.
МНП Атасу-Алашанькоу – 1-й совместный трубопроводный проект Казахстана и Китая.
В реализацию этого проекта стороны вложили около 700 млн долл США.
Позднее Китай продолжил строительство МНП по своей территории.
На переговорах с Китаем в июне 2012 г было решено, что экспорт на Восток пойдет через порт Козьмино.
От Роснефти поступало предложение увеличить поставки нефти в Китай через Казахстан.
«Что такое пойти через Казахстан? Труба на 20 млн тонн, идущая из Казахстана в Китай, загружена на 50%. Китайские покупатели пытаются заинтересовать производителей нефти низкой ценой. Плюс тариф по Казахстану довольно низкий. Но это как тришкин кафтан: если мы забираем 5-7 млн тонн для прокачки через Казахстан в Китай, значит, их откуда-то надо снять. С наших заводов не снимешь – получается, придется снимать с экспорта. Это сразу прямые потери: затея обойдется Транснефти в 5,5 млрд, так как транспортировка пойдет по более короткому пути. В итоге бюджет недосчитается 1,5 млрд рублей», – сообщил Н.Токарев.
Н.Токарев отметил, что, наверное, нефтяники выиграют, но сама идея сопряжена с рядом проблем.
В этой связи , вероятно, следует отметить, что сама идея увеличения экспорта нефти не выглядит оптимальной.
Китай, например, вышел на 4-е место в мире по добыче нефти, но всю отчественную нефть перерабатывает самостоятельно, более того является крупнейшим импортером нефти.
На вопрос о возможном конфликте с главой Роснефти И. Сечиным, Н.Токарев отметил, что они оба возглавляют компании, у которых во многом разные интересы.
«И на вопросы мы смотрим по-разному. Например, Роснефть заинтересована в строительстве нефтепродуктопровода Юг до Туапсе, где у нее НПЗ, но наши экспортные мощности немного в другом месте – в Новороссийске», – сообщил Н.Токарев.
«Или, например, Роснефть собирается строить Восточную нефтехимическую компанию, но нефть, поставляемая через ВСТО, уже давно распределена. И вот такие внезапные планы – они могут снести все имеющиеся уже наработки. Мы с И.Сечиным можем спорить, в чем-то не соглашаться друг с другом, например по тому же вопросу увеличения поставок нефти в Китай. И если бы Сечин оставался в правительстве, таких вопросов бы не было», – печально сообщил он.
Напомним, что Восточная нефтехимическая компания образована в 2011 г для реализации проекта Роснефти по строительству нефтехимического комплекса в Приморском крае в районе поселка Первостроителей Находкинского городского округа.
Нефтехимический комплекс в г Находке будет производить пропилен, полиэтилены высокой и низкой плотности, моноэтиленгликоль и другие продукты нефтехимии из сырья, поступающего с Ачинского и Комсомольского НПЗ и от Ангарской нефтехимической компании Роснефти.