USD 97.5499

+0.11

EUR 106.1426

+0.3

Brent 73.1

0

Природный газ 2.663

0

, Обновлено 13:29
3 мин
...

Норвежский проект по хранению углекислого газа Northern Lights готов к эксплуатации

Это первый в мире коммерческий проект по транспортировке и хранению CO2.

Норвежский проект по хранению углекислого газа Northern Lights готов к эксплуатации

Источник: Equinor

Москва, 27 сен - ИА Neftegaz.RU. Equinor, TotalEnergies и Shell объявили о завершении строительства совместного норвежского проекта по транспортировке и хранению углекислого газа (СО2) Northern Lights (Северное сияние).
Об этом сообщила пресс-служба Equinor.

Официальное открытие провел министр энергетики Норвегии Т. Аасланд.

9730d7a6a78a5c038440b4aec76d9e64cc47e655-2560x1440.jpg

Министр энергетики Норвегии Т. Аасланд (слева) и гендиректор Equinor А. Опедал. Источник - Equinor.

Тезисы гендиректора Equinor А. Опедала:
  • завершение строительства Northern Lights - важная веха в глобальном развитии бизнес-модели улавливания, транспортировки и хранения углерода (CCS);
  • это открывает цепочку создания стоимости для декарбонизации европейской промышленности и демонстрирует роль, которую мы и наши партнеры играем в разработке низкоуглеродных решений;
  • налаженная цепочка создания стоимости Northern Lights и опыт проекта будут ценны для разработки и расширения будущих проектов CCS.
Проект включает в себя:
  • береговой терминал приема партий CO2 в Эйгардене,
  • подводный газопровод протяженностью 100 км для транспортировки газа к офшорному хранилищу,
  • резервуар - соленый водоносный горизонт на глубине 2,6 км от уровня дна моря для безопасного хранения CO2 .
Northern Lights готова к приему и хранению CO2 от европейских клиентов.
Прием 1й партии ожидается в 2025 г.

06940aad5a94f6f542e4ad581205639357bd458d-2560x1440.jpg

Источник - Equinor.

Northern Lights

  • первый в мире коммерческий проект по транспортировке и хранению CO2;
  • в равных долях принадлежит Total, Equinor и Shell;
  • 1я фаза проекта способна принимать 1,5 млн т/год CO2, причем эти мощности полностью забронированы клиентами в Норвегии и Европе;
  • операторы проекта рассматривают возможности расширения мощностей до свыше 5 млн т/год CO2;
  • Equinor отвечала за строительство береговой установки в островной коммуне Эйгарден, а также морских объектов от имени СП Northern Lights и партнеров;
  • бюджет проекта - 7,5 млрд норвежских крон (около 7 млрд долл. США), в стоимость не входят суда или установки для улавливания CO2;
  • 1я фаза проекта на 80% финансируется норвежским государством в рамках проекта Longship.
Партнерство началось в 2017 г.
В 2020 г. Equinor и Microsoft подписали меморандум о взаимопонимании (МоВ) для изучения путей поддержки проекта Northern Lights.
В 2021 г. принято окончательное инвестиционное решение (ОИР), после чего началось строительство объектов.
В 2022 г. Министерство нефти и энергетики Норвегии выдало лицензии на улавливание и хранение углерода (CCUS) Equinor.
В 2022 г. британская компания Cory подписала с проектом Northern Lights соглашение о хранении в подземных резервуарах на норвежском шельфе Северного моря выбросов, образующихся при сжигании отходов на мусоросжигательных заводах в г. Лондоне.
В 2023 г. Equinor вышла из проекта CCUS Polaris (Barents Blue) в Баренцевом море, ошеломив оператора - Horisont Energi.
В 2023 г. норвежская Yara International, ведущий мировой игрок на рынке аммиака, и Northern Lights подписали обязывающее коммерческое соглашение, позволяющее осуществить первую трансграничную транспортировку и хранение CO2. Yara хочет сократить на 800 000 т/год свои выбросы CO2 от производства аммиака в Yara Sluiskil.

Northern Lights является частью более крупного норвежского CCS-проекта под названием Longship.
Northern Lights отвечает за разработку и эксплуатацию объектов транспортировки и хранения CO2 в рамках Longship.
Longship - проект CCUS норвежского правительства. Это будет первая в истории трансграничная сеть инфраструктуры транспортировки и хранения CO2 , которая предоставит компаниям по всей Европе возможность безопасно и постоянно хранить свой CO2 под землей.
Longship включает улавливание CO2 из промышленных источников в районе Осло-фьорда (цемент и отходы генерации энергии) и транспортировку жидкого CO2 из этих промышленных мест улавливания на береговой терминал на западном побережье Норвегии.
Оттуда сжиженный CO2 будет транспортироваться по трубопроводу в морское хранилище под водой в Северном море для постоянного хранения.
Northern Lights отвечает за компоненты проекта, связанные с транспортировкой и хранением.

Впрочем, есть более простые решения по декарбонизации.
В сентябре 2024 г. ученые мужи Института катализа СО РАН анонсировали разработку катализаторов на основе стеклянных микроволокон с частицами платины, которые позволят повысить экологически чистое сжигание углеводородного топлива и очистку отходящих газов от вредных примесей.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram