Роснефть собирается единолично распоряжаться магистральным нефтепроводом (МНП) ВСТО.
Если компании удастся согласовать планы по расширению поставок нефти в Китай, другие нефтяники будут почти лишены возможности экспорта в страны АТР.
Напомним, что в конце мая 2013 г интенсивность информационного потока по отношениям Роснефти и Транснефти по ВСТО существенно возросла.
Еще 22 марта 2013 г Роснефть подписала с CNPC соглашение о поставках сырой нефти в Китай, предусматривающее увеличение поставок, которые должны начаться уже в 2013 г.
Роснефть готова увеличить объемы поставок нефти в КНР до 17,1 млн т/год, в том числе до 15 млн т/год по Сковородино-Мохэ, и с 7 до 9,1 млн т/год через порт СМНП Козьмино.
В перспективе Роснефть планирует выйти на объемы поставок не менее 50 млн т/год.
При этом основной проблемой расширения поставок Роснефти выступает трубопроводная система по которой они будут отправляться в Китай.
Сейчас производственная мощность ВСТО, который соединяет месторождения Восточной Сибири и порт Козьмино в Приморском крае, включая ответвление до Мохе, составляет порядка 31 млн т/год.
При этом помимо Китайского направления, которое до 2020 г планируется усиливать до 50 млн.т/г, в система обслуживает поставки нефти в Японию, которая забирает до 31% мощности и 22% - США.
В этой ситуации выглядит очевидным решение по расширению ВСТО.
После завершения строительства и сдачи новых объектов мощность ВСТО должна вырасти до проектных 50 млн т/год нефти.
Для увеличения мощности МНП ВСТО еще в 2010 г было предусмотрено строительство новых нефтеперекачивающих станций: НПС-12 на 1397 км трассы ВСТО, НПС-13 на 1565 км, НПС-16 на 1977 км, НПС-18 на 2175 км, НПС-20 на 2527 км, резервных ниток МНП под Усть-Илимским водохранилищем, и реками Ангарой, Леной и Алданом.
Новые объекты ВСТО будут расположены на территориях Якутии, Тындинского района Амурской области, Нижнеилимского района Иркутской области.
Однако транспортная компания не намерена оплачивать «хотелки» Роснефти, — так жесткую позицию Транснефти выразил глава нефтепроводной монополии Н.Токарев.
«Раз у Роснефти есть такие планы и она хотела бы, чтобы ей эксклюзивно была построена труба, то давайте договоримся, как мы за счет тарифа, повышенного для вас, это сделаем», - заявил Н.Токарев.
Вскоре стало понятно, что в российском правительстве поддерживают транспортную монополию.
21 мая 2013 г А. Новак счел неправильным финансирование проекта Роснефти по расширению трубопроводных мощностей за счет Транснефти, о чем заявил на расширенном заседании коллегии Минэнерго РФ.
После этого Роснефти ничего не оставалось делать, кроме как согласиться на инвесттариф для расширения мощностей по поставкам нефти в Китай.
Впрочем, уже в начале следующей недели «обмен любезностями» между компаниями продолжился.
27 мая Транснефть «выразила беспокойство» по поводу не вовремя поданной заявки от Роснефти, а уже 28 мая 2013 г с удивлением получила заявку от ТНК-ВР на прокачку нефти в Китай на 1-3 квартал 2013 г.
Параллельно с этим Роснефть сообщила о планах по существенному расширению мощности своего будущего дальневосточного НПЗ - ВНХК.
Напомним, что Роснефть в 2012 г инвестировала в проект строительства ВНХК 3,8 млрд руб.
Мощность ВНХК может быть увеличена с 10 млн тонн до 24 млн тонн нефти.
Правильно говорят, что новое - это хорошо забытое старое.
В 2007г в Приморье Роснефть планировала построить к 2012 г НПЗ мощностью 20 млн т/год нефти.
В 2010 г Э.Худайнатов резко изменил стратегию развития Роснефти на Дальнем Востоке, заменив НПЗ на НХК с гораздо меньшей мощностью переработки 3,5 млн тонн нефти и 1,5 млн тонн конденсата в год.
Соответственно в 2 раза до 10 млрд долл США снизилась и стоимость проекта.
Любопытно, что опрос, показал, что общественность хотела бы видеть в Приморье завод по производству крупнотоннажного мономера или, на крайний случай, полимеров.
Однако за 2 года ситуация существенно изменилась.
После приобретения ТНК-BP Роснефть стала крупнейшей в мире публичной нефтяной компанией с добычей в России около 200 млн т/год нефти, на нее теперь придется около 5% от общемировой нефтедобычи, доказанные запасы компании по международной категории составляют 5 млрд тнэ.
И теперь решение об увеличении мощности завода в Приморье выглядит очевидным.
В том числе и поэтому Роснефть претендует на соответствующие объемы поставок нефти по ВСТО.
Кроме того, необходимо увеличивать экспорт не сырой нефти, а нефтепродуктов, поэтому мощность ВНХК должна быть существенно увеличена.
Кстати, в начале мая 2013 г стало известно, что разрешение на прокачку по ВСТО получил ЛУКОЙЛ, который планирует поставить в июле 100 тыс тонн нефти.
Ну и уже совсем для сведения добавим, что в конце апреля 2013 г В.Путин раскритиковал Роснефть за высокие цены на бензин на Дальнем Востоке.
И уже через день И.Сечин отреагировал.