USD 91.3591

-0.27

EUR 98.6682

-0.18

Brent 82.91

+0.16

Природный газ 2.342

-0

3 мин
...

Подготовленная Минтрансом РФ оценка портов Дальнего Востока для установки приоритета при поставке угля вызвала критику

Вопросы к методике возникли у других ведомств и участников рынка.

Подготовленная Минтрансом РФ оценка портов Дальнего Востока для установки приоритета при поставке угля вызвала критику

Москва, 14 мар - ИА Neftegaz.RU. Минтранс РФ оценил морские порты Дальнего Востока для определения приоритетности при поставках угля.
Об этом сообщил РБК со ссылкой на информационные материалы к заседанию рабочей группы в Минтрансе (состоится 14 марта 2024 г.).

Оценка для портов

Минтранс РФ по поручению первого вице-премьера А. Белоусова продолжает проработку нового механизма приоритетной отгрузки угля в направлении портов на Дальнем Востоке при его перевозке по железной дороге.
Этот механизм в конце 2023 г. предложил президенту РФ В. Путину бывший владелец Кузбассразрезугля А. Бокарев.
Аргументировано это предложение было тем, что Восточный порт (Находка, построен при участии структур А. Бокарева) загружен менее чем на 50%, из-за того что большая часть угля переваливается через универсальные терминалы Дальнего Востока.
Предложение поддержал М. Литвак, владелец ОТЭКО, построившей специализированный угольный терминал в Тамани, указывая на важность вести перевалку угля в специализированных терминалах.

В. Путин поручил А. Белоусову и гендиректору РЖД О. Белозерову рассмотреть это предложение и доложить.
В свою очередь А. Белоусов дал соответствующие поручения в Минтранс, Минэнерго, Минприроды, Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и РЖД.
Рабочая группа для проработки вопроса с участием ведомств и компаний отрасли создана в феврале.

В рамках этой работы Минтранс подготовил оценку морских портов Дальнего Востока на предмет их соответствия специализированным угольным терминалам.
Всего Минтранс задействовал 24 критерия, по которым оценивал 21 терминал.
Среди признаков эффективности портов:
  • оборот полувагона на путях необщего пользования (подъездные пути) в час,
  • нормативная скорость выгрузки вагонов в час,
  • наличие у терминала собственной железнодорожной инфраструктуры для приема грузовых поездов,
  • наличие вагоноопрокидывателя и другого технического оснащения.

При этом методику оценки разработал автор инициативы - Восточный порт.
Согласно методике:
  • Восточный порт занял в рейтинге 1е место (17,5 балла из 20 возможных),
  • 2е и 3е места - с 13 баллами заняли Находкинский морской торговый порт (Находкинский МТП, входит в Евразхолдинг) и порт Суходол (Приморский край, к северу от Большого Камня),
  • на последней и предпоследней строках с 5,5 балла - Геомар (универсальный терминал в Находке) и Ванинский МТП Мечела (Хабаровский край).

Что не так?

Проведенная Минтрансом РФ оценка морских портов Дальнего Востока вызвала неоднозначную реакцию других ведомств и участников рынка.
В частности:
  • Ассоциация морских торговых портов (АСОП) выступила против специализации терминалов по представленным критериям оценки,
  • Минэнерго РФ указало на непрозрачность оценки представленных критериев и на несоответствие оценки реальным данным самих терминалов,
  • РЖД предложили уточняющие формулировки и отметили, что у компании отсутствуют данные по части критериев, которые могут влиять на итоговую оценку,
  • ФАС считает, что, до тех пор пока законодательно не утверждены критерии отнесения к специализации, никакой приоритизации быть не должно,
  • Евраз предложил альтернативный вариант методики с оценкой по 19 критериям,
  • Восточный лесной порт указал, что перечень критериев изначально сформирован для терминалов, ориентированных на перевалку угля, и не должен рассматриваться в качестве основания для оценки всех терминалов Дальнего Востока,
  • Национальная транспортная компания (НТК, контролирует Дальтрансуголь в Ванино и Малый порт в Находке) подчеркивает, что простое перечисление отдельных компонентов, как это сделано в предложении «лоббистов приоритизации», без учета внутренней логистики, узких мест и конфликтов не имеет практической ценности.

В информационных материалах к заседанию рабочей группы в Минтрансе содержатся замечания к методике, предложенной Восточным портом.
В частности, говорится, что нет понимания, как рассчитанные показатели могут быть использованы в определении специализации терминала и как часто они должны пересчитываться.
Также непонятно, на основе какой оценки (отсечки) терминал должен относиться к специализированному или оставаться универсальным.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram