Об этом сообщила в пресс-служба вуза.
Авиация - один из крупнейших источников выбросов вредных веществ.
Особенно это касается оксидов азота, которые выделяются в процессе сгорания авиационного топлива.
Создание экологичных авиадвигателей требует совершенствования систем автоматического управления.
Особую сложность представляет управление камерой сгорания газотурбинного двигателя (ГТД), так как необходимо соблюдать баланс между их стабильной работой и минимизацией выбросов.
По данным ПНИПУ:
- камера сгорания - одна из самых важных частей газотурбинной установки, в которой внутренняя энергия топлива превращается в энергию горячего газа для работы турбины;
- это происходит, когда для сжигания топлива используют окислитель (кислород воздуха), поступающий под высоким давлением после компрессора;
- при этом образуются газообразные продукты сгорания высокой температуры, в т.ч. оксиды азота.
Требования экологии сужают область этого соотношения.
При этом управление концентрацией выбросов может привести к неустойчивому горению пламени камеры сгорания и нарушениям в работе двигателя.
Новый подход ученых из ПНИПУ к управлению камерой сгорания авиадвигателя подразумевает коррекцию расхода топлива между коллекторами камеры сгорания за счет введения обратной связи по оксидам азота в систему автоматического управления двигателем.
По задумке:
- информация о состоянии двигателя поступает в электронный регулятор, который обрабатывает ее и формирует управляющее воздействие;
- устойчивость горения при этом обеспечивается равномерным перераспределением топливовоздушной смеси с помощью коллекторов.
Как работает система?
Первый нейронный измеритель настроен на границу, близкую к виброгорению, с 10% запасом по устойчивости:- это означает, что он работает в диапазоне, где выбросы оксидов азота минимальны;
- значение, выдаваемое этим измерителем, является эталонным для системы;
- благодаря этому будут поддерживаться выбросы на минимальном уровне и обеспечивать оптимальные экологические показатели.
Его задача - непрерывно фиксировать фактические показатели и передавать их в систему контроля.
Тезисы доктора технических наук, заведующего кафедрой автоматики и телемеханики ПНИПУ А. Южакова:
- значения, полученные от 2х нейронных измерителей, сравниваются и анализируются;
- если текущее значение оксидов азота, определенное вторым измерителем, отклоняется от эталонного значения первого, то система автоматически корректирует расход топлива;
- именно этот показатель в совокупности с температурой в камере сгорания напрямую влияет на выбросы;
- разработанный регулятор в автоматическом режиме перераспределяет топливо между коллекторами;
- так достигается баланс между экономичностью процесса и соблюдением экологических норм.
- результаты моделирования уже подтвердили эффективность разработанного метода;
- благодаря разработке выброс оксидов азота можно уменьшить с 2,14 до 2,06 кг, это примерно 3,74%;
- эти цифры значимы для создания современных систем управления процессом горения авиадвигателей нового поколения.
Разработка проводилась в рамках программы стратегического академического лидерства Приоритет 2030, обладателем гранта которой в размере 100 млн руб. ПНИПУ стал в 2021 г.
Ранее стало известно, что молодые ученые из ПНИПУ работают над созданием робота, который проводит контроль и обслуживание металлоконструкций.
Автор: П. Паршинова