USD 94.87

-0.16

EUR 104.7424

-0.12

Brent 78.14

-0.08

Природный газ 2.831

-0

3 мин
...

Российские ученые разработали систему для снижения вредных выбросов из авиадвигателей на 3%

Ученые ПНИПУ отметили, что авиация является одним из крупнейших источников выбросов вредных веществ.

Российские ученые разработали систему для снижения вредных выбросов из авиадвигателей на 3%

Источник: ПНИПУ

Москва, 11 июн - ИА Neftegaz.RU. Специалисты из Пермского Политеха (ПНИПУ) разработали систему, которая снижает концентрацию выбросов оксидов азота более чем на 3%.
Об этом сообщила в пресс-служба вуза.

Авиация - один из крупнейших источников выбросов вредных веществ.
Особенно это касается оксидов азота, которые выделяются в процессе сгорания авиационного топлива.
Создание экологичных авиадвигателей требует совершенствования систем автоматического управления.
Особую сложность представляет управление камерой сгорания газотурбинного двигателя (ГТД), так как необходимо соблюдать баланс между их стабильной работой и минимизацией выбросов.

По данным ПНИПУ:
  • камера сгорания - одна из самых важных частей газотурбинной установки, в которой внутренняя энергия топлива превращается в энергию горячего газа для работы турбины;
  • это происходит, когда для сжигания топлива используют окислитель (кислород воздуха), поступающий под высоким давлением после компрессора;
  • при этом образуются газообразные продукты сгорания высокой температуры, в т.ч. оксиды азота.
Для устойчивой работы камеры сгорания в авиадвигателе важно, чтобы она поддерживала оптимальное соотношение топлива и воздуха на разных режимах.
Требования экологии сужают область этого соотношения.
При этом управление концентрацией выбросов может привести к неустойчивому горению пламени камеры сгорания и нарушениям в работе двигателя.

Новый подход ученых из ПНИПУ к управлению камерой сгорания авиадвигателя подразумевает коррекцию расхода топлива между коллекторами камеры сгорания за счет введения обратной связи по оксидам азота в систему автоматического управления двигателем.
По задумке:
  • информация о состоянии двигателя поступает в электронный регулятор, который обрабатывает ее и формирует управляющее воздействие;
  • устойчивость горения при этом обеспечивается равномерным перераспределением топливовоздушной смеси с помощью коллекторов.
В рамках современного подхода к мониторингу и снижению выбросов оксидов азота в двигателе ученые предложили использовать 2 адаптивных нейронных измерителя.

Как работает система?

Первый нейронный измеритель настроен на границу, близкую к виброгорению, с 10% запасом по устойчивости:
  • это означает, что он работает в диапазоне, где выбросы оксидов азота минимальны;
  • значение, выдаваемое этим измерителем, является эталонным для системы;
  • благодаря этому будут поддерживаться выбросы на минимальном уровне и обеспечивать оптимальные экологические показатели.
Второй измеритель, основанный на нейронной сети, отвечает за мониторинг текущих значений оксидов азота в реальном времени,
Его задача - непрерывно фиксировать фактические показатели и передавать их в систему контроля.

Тезисы доктора технических наук, заведующего кафедрой автоматики и телемеханики ПНИПУ А. Южакова:
  • значения, полученные от 2х нейронных измерителей, сравниваются и анализируются;
  • если текущее значение оксидов азота, определенное вторым измерителем, отклоняется от эталонного значения первого, то система автоматически корректирует расход топлива;
  • именно этот показатель в совокупности с температурой в камере сгорания напрямую влияет на выбросы;
  • разработанный регулятор в автоматическом режиме перераспределяет топливо между коллекторами;
  • так достигается баланс между экономичностью процесса и соблюдением экологических норм.
Как отметил ассистент кафедры автоматики и телемеханики В.Никулин:
  • результаты моделирования уже подтвердили эффективность разработанного метода;
  • благодаря разработке выброс оксидов азота можно уменьшить с 2,14 до 2,06 кг, это примерно 3,74%;
  • эти цифры значимы для создания современных систем управления процессом горения авиадвигателей нового поколения.
Разработка пермских ученых позволит снизить выброс оксидов азота более чем на 3%, уменьшить затраты на управление авиадвигателями и оптимизировать их работу с пользой для экологии.
Разработка проводилась в рамках программы стратегического академического лидерства Приоритет 2030, обладателем гранта которой в размере 100 млн руб. ПНИПУ стал в 2021 г.

Ранее стало известно, что молодые ученые из ПНИПУ работают над созданием робота, который проводит контроль и обслуживание металлоконструкций.


Автор: П. Паршинова


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram