Минпромторг РФ оценил объемы госзаказа на БПЛА в 100 млрд руб. на 3 года
В натуральном выражении госорганы и госкомпании претендуют на 480 тыс. ед. техники до 2030 г.
Об этом Ъ сообщил 5 апреля 2023 г.
Согласно документу, утвержденного протоколом по итогам совещаний под председательством первого вице-премьера РФ А. Белоусова, объем госзаказа на беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в 2023-2026 гг. составит 100 млрд руб., в т.ч. 8,6 млрд руб. в 2023 г., 49,6 млрд руб. в 2024-2025 гг. и 42,1 млрд руб. в 2026 г.
Из суммы в 100 млрд руб. 36 млрд руб. придется на заказ со стороны госорганов.
Сейчас в бюджете на 2023-2025 гг. на госзакупки БПЛА заложено в целом 18,8 млрд руб.
В целом до 2030 г. спрос оценивается в 200 млрд руб., в т.ч 79 млрд руб. - со стороны госкомпаний.
Из них 145 млрд руб. приходится на сами аппараты без учета продажи услуг
Предполагается, что объем закупок будет утвержден осенью 2023 г. при формировании бюджета на 2024-2026 гг. и закреплен в паспорте нацпроекта по беспилотникам.
Сведения по консолидированному спросу по отраслям предоставили Минпромторг, Минэнерго, Минстрой, Минприроды, Минсельхоз, Минтранс, МЧС, Минпросвещения, Минобрнауки и Росгвардия.
Среди компаний с госучастием в числе заказчиков фигурируют Газпром нефть, Газпром, Роснефть, РЖД, Транснефть и Почта России.
В натуральном выражении госорганы и госкомпании претендуют на 480 тыс. ед. техники до 2030 г.
Источники Ъ в Минпромторге уточняют, что до 2026 г. речь идет о 250 тыс. ед., 90% объема составят легкие и средние БПЛА (до 30 кг).
В тяжелом сегменте подтвержден спрос на 500 вертолетов и более 160 мультироторов.
В 2021 г. в России было произведено около 2,5 тыс. БПЛА, в 2022 г. - более 5 тыс., в основном, в легком сегменте (мультироторы).
Российские власти планируют ввести субсидии на лизинг, эксплуатацию и поддержку сервцентров беспилотников, но их размер пока неясен.
По отраслевым оценкам, если госзаказ будет подтвержден и забюджетирован на 100 млрд руб., то на меры поддержки потребуется 30-50 млрд руб.
Среди возможных направлений господдержки обсуждается субсидирование части стоимости летного часа беспилотного воздушного судна.
Рассматривается вариант ее применения к эксплуатантам, которые реализуют долгосрочные значимые проекты, но критерии отбора пока не установлены.
Прорабатываются также механизмы льготного лизинга.
Кроме того, большой блок поддержки отрасли будет связан с упрощением регулирования.
Речь идет, например, о выделении необходимых частот, выводе эксплуатантов беспилотных авиационных систем (БАС) из серой зоны, снижении стоимости сертификации, а также подготовке квалифицированных кадров.