Москва, 5 мар - ИА Neftegaz.RU. Замена импортных композитных материалов, использующихся в новом российском среднемагистральном пассажирском самолете МС-21, на отечественные аналоги будет осуществлена в течение 2 лет.
Об этом гендиректор Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ), академик РАН Е. Каблов рассказал в интервью РИА Новости.
В МС-21 используется достаточно большой объем композитных материалов.
В частности, композиты используются для создания удлиненного сверхпрочного композитного крыла (т.н. «черного крыла»).
Такое крыло позволяет значительно улучшить аэродинамику, что уменьшает расходы при эксплуатации лайнера на 12-15% по сравнению с аналогичными самолетами.
Но наших материалов там нет, сообщил Е. Каблов.
Поставлена задача за 2 года заменить все композиционные материалы на отечественные.
Найдены все решения, чтобы провести импортозамещение, сказал Е. Каблов.
Вопрос с импортозамещением композитных материалов встал в январе 2019 г.
По сообщению «Ъ», из-за санкций США были прекращены поставки компонентов для композитов, использовавшихся для крыла и части киля, производства американской Hexcel и японской Toray Industries.
Оставшийся запас композитов рассчитан на 6 самолетов, поэтому необходимо было найти замену.
Рассматривалась закупка композитов в Китае, но они толще и тяжелее американских и японских.
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Ростех начали искать возможность выпуска аналогов в России.
Но для этого нужны длительные опытно-коммерческие разработки и сертификация, что может задержать запуск самолета в серию с 2020 г. на несколько лет.
В правительстве РФ тогда заявили, что в деталях знакомы со всем, что происходит с проектом МС-21, и проблем, ставящих проект под угрозу, на данный момент не существует.
Позднее глава Ростеха С. Чемезов говорил, что срок выпуска первых серийных самолетов МС-21 сдвигается на год, к концу 2020 г.
ОАК обещал, что проект будет реализован с композитным крылом из материалов российского производства.
Работа по этому направлению с Росатомом, ВИАМом, МГУ, рядом частных компаний велась с 2014 г.
Решения уже были найдены и находились на стадии перехода к серийному производству
Внедрение российских композитов в программу МС-21 будет пошагово реализовано после завершения основных сертификационных испытаний.
Семейство пассажирских узкофюзеляжных лайнеров МС-21 (Магистральный самолет XXI века) - проект корпорации Иркут, дочки ОАК, при участии предприятий Ростеха.
Базовой версией самолета является МС-21-300 вместимостью 180-200 мест.
Также планируется запуск производства МС-21-200 на 150 мест, рассматривается проект МС-21-400 на более чем 200 пассажиров.
На данный момент собрано 3 самолета МС-21, 4 находится в работе.
Выкатка 1го экземпляра МС-21-300 состоялась в июне 2016 г в г Иркутске, а свой 1й полет МС-21-300 совершил в мае 2017 г.
С 2020 г. Иркут планирует ежегодно производить по 20 МС-21, а с 2023 г. - нарастить производство до 70 машин в год.
Автор: Е. Алифирова