USD 89.8225

0

EUR 99.7156

0

Brent 71.98

+0.92

Природный газ 2.194

-0.1

4 мин
...

«Труба Медведчука» - всё. Украина окончательно национализировала свою часть МНПП Самара - Западное направление

Текущее состояние трубопровода неизвестно.

«Труба Медведчука» - всё. Украина окончательно национализировала свою часть МНПП Самара - Западное направление

Москва, 2 фев - ИА Neftegaz.RU. Верховный суд Украины отклонил кассационную жалобу на национализацию украинской части магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) Самара - Западное направление.
Об этом 1 февраля 2024 г. в своем Telegram-канале написал глава Фонда госимущества Украины (ФГИУ) В. Коваль.

Окончательная национализация

Тезисы от В. Коваля:
  • Верховный суд окончательно признал за государством право собственности на украинскую часть МНПП Самара - Западное направление,
  • ФГИУ пытался вернуть этот актив в госсобственность с 2011 г.,
  • в 2017 г. Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура начали расследование обстоятельств передачи права собственности на трубопровод,
  • по результатам расследования, Высший антикоррупционный суд арестовал актив, с 2021 г. он находится в управлении Укртранснафты,
  • ФГИУ, одновременно с расследованием правоохранительных органов, предпринял очередную попытку вернуть актив в госсобственность,
  • в 2021 г. ФГИУ подал иск в Хозяйственный суд Житомирской области, в котором просил признать за государством право собственности на трубопровод,
  • в июне 2023 г. суд встал на сторону Фонда, а 31 января 2024 г. Верховный суд не удовлетворил кассационную жалобу,
  • таким образом Украина отстояла свое право на это имущество,
  • регистрация права собственности государства на трубопровод продолжается,
  • ФГИУ принципиально и последовательно стоит на защите интересов государства, ведь государственное - это наше общее, а не ничье.

«Труба Медведчука»

Украинская часть МННП Самара - Западное направление на Украине больше известна как «труба Медведчука».
По словам В. Коваля, после провозглашения независимости Украины актив должен был перейти в госсобственность, однако этого не произошло и много лет им пользовалась российский Транснефтепродукт.
Транснефть, дочкой которой был когда-то управляющий спорным трубопроводом Прикарпатзападтранс, пыталась ссылаться на соглашение между Украиной и РФ о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 15 января 1993 г., согласно которому трубопровод был признан имуществом России.
Но с 2005 г. правовой статус объектов Прикарпатзападтранса начал решаться в украинских судах.

В ноябре 2014 г. Ровенский апелляционный хозяйственный суд постановил вернуть в собственность Украины 1,4 тыс. км МНПП Самара - Западное направление и Грозный - Армавир - Трудовая, используемых Транснефтью для прокачки дизтоплива в страны ЕС транзитом через территорию Украины.
Глава Транснефти Н. Токарев тогда определил эту судебную инстанцию как «маленький суд маленького украинского городка», далее российская сторона пыталась обжаловать это решение, но безуспешно.
Предметом отдельного спора было дизельное топливо, находящееся в трубе - около 100 тыс. т ЛУКОЙЛа и около 40 тыс. т - технический ресурс Транснефти по состоянию на конец 2014 г.
17 тыс. т, которые Транснефть выдавила азотной пробкой в направлении Венгрии, Ровенский суд назвал воровством, что сильно удивило российскую компанию.

В феврале 2016 г. Прикарпатзападтранс у Транснефти купила швейцарская International Trading Partners AG, собственником которой гражданин Германии А. Шеффер.
В марте 2019 г. Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) разрешил белорусской компании Нефтебитумный завод, которая принадлежит крупнейшему частному белорусскому нефтетрейдеру Интерсервис Н. Воробья, купить более 50% в Прикарпатзападтрансе.
Н. Воробья и А. Шефера, украинские СМИ связывали с окружением В. Медведчука, бывшего председателя украинской партии Оппозиционная платформа - За жизнь.
Продажи топлива из трубы уже в самой Украине контролировала группа Proton Energy Н. Моисеева, который также связан с Медведчуком.

20 февраля 2021 г. президент Украины В. Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) о возврате в госсобственность нефтепродуктопроводов Прикарпатзападтранса.
30 июня того же года Укртранснафта взяла под свое управление украинский участок МНПП Самара - Западное направление.
Служба безопасности Украины (СБУ) в апреле 2022 г. задержала В. Медведчука, который на допросе заявил, что в 2016 г. П. Порошенко, занимавший тогда пост президента страны, обратился к нему с просьбой о покупке Прикарпатзападтранса.
По словам В. Медведчука, П. Порошенко фактически был его владельцем.
21 сентября 2022 г. В. Медведчука вместе с 55 российскими военнослужащими обменяли на 215 украинских военнослужащих, в т.ч. на 108 бойцов и руководителей полка Азов (признан в России террористической организацией, его деятельность запрещена).

МНПП Самара-Западное направление и его состояние

Трубопровод был построен в 1957-1968 гг. для поставок дизтоплива с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в России через Белоруссию на территорию Украины и далее через Закарпатскую область в Венгрию.
Параметры проекта:
  • протяженность - порядка 1,1 тыс. км (украинский участок - 800 км),
  • проектная мощность - 3,5 млн т/год.
В 2020 г. 65% рынка дизтоплива Украина обеспечила благодаря импорту из России и Беларуси, при этом большая часть поставок осуществлялась через данный нефтепродуктопровод.
В 2022 г. трубопровод пытались приспособить для поставок дизтоплива из Венгрии в реверсном режиме.

Текущее состояние трубопровода неизвестно.
Ранее Транснефть предупреждала, что правовые споры вокруг трубопровода препятствуют началу капитального ремонта и реконструкции, что создает экологические риски.
Одновременно растет объем хищения топлива, достигающий в отдельные периоды до 1 тыс. т/мес.
В октябре 2021 г. СБУ обвинила руководство Прикарпатзападтранса в масштабном загрязнении и порче земель Закарпатья, в результате чего государству нанесен ущерб в 1,3 млн долл. США.
Претензии касаются действий предприятия в 2018 г., когда оно самовольно начало демонтаж резервной нитки МНПП Самара - Западное направление, в частности, были демонтированы цистерны и около 33 км трубопровода.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram