Об этом DUH сообщила 5 августа 2020 г.
Ранее DUH уже запрашивали у Горнодобывающего управления г. Штральзунд, выдавшего разрешение на эксплуатацию МГП Северный поток-2, пересмотра решения.
Однако ведомство отклонило запрос и экологи обратились в суд.
В своем иске DUH требует от управления учесть новые научные данные по неконтролируемому выделению метана и проверить утечки при добыче, транспортировке и переработке природного газа.
Тезисы от DUH:
- эксплуатация МГП Северный поток-2 будет противоречить климатическим целям Европы,
- газопровод увеличит поставки в Германию вредного для климата природного газа, несмотря на прогрессирующий климатический кризис длящийся много лет,
- эксплуатация МГП Северный поток-2 не была бы одобрена при наличии на тот момент имеющихся сейчас научных данных,
- Горнодобывающее управление г. Штральзунда неполно оценило проект, не учтя утечки метана при добыче, транспортировке и переработке природного газа, которые неразрывно связаны с работой МГП Северный поток-2, поскольку без нового трубопровода дополнительная добыча ископаемого газа была бы невозможна,
- новые научные данные оправдывают пересмотр разрешения на эксплуатацию МГП Северный поток-2,
- должны быть непременно учтены новые методы измерения утечек метана, указывающие на серьезное влияние газопровода на климат,
- метан как компонент природного газа в 86 раз вреднее для климата, чем CO2,
- в соответствии с новыми научными данными эмиссия метана при добыче газе заметно выше, чем считалось ранее,
- в США это привело уже к тому, что эмиссию метана в нефтегазовой промышленности скорректировали в национальном реестре в сторону повышения на 60%.
На этом основании DUH просит Высший административный суд г. Грайфсвальд до завершения процесса приостановить строительство МГП Северный поток-2.
В настоящее время строительство газопровода приостановлено, поскольку суда-трубоукладчики прежнего подрядчика Allseas ушли с проекта в декабре 2019 г., а российские суда пока к работам не приступали.
Однако пауза в проекте не успокаивает экологов, более того, DUH готова действовать решительно, обратившись в суд ЕС.
По мнению организации, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) газопровода должна осуществляться в целом, а не для отдельной ее части, пролегающей на национальной территории, поскольку каждый отдельный участок образует функционально необходимые единство, в противном случае трубопровод бы не работал.
В соответствии с правом ЕС, при наличии неучтенных данных должны приниматься превентивные меры, поэтому DUH намерена вынести проблему возможной эмиссии метана от эксплуатации газопровода в Суд ЕС.
Nord Stream 2, оператор проекта Северный поток-2, заявила о том, что приняла к сведению и рассмотрит иск DUH.
Часть претензий компания отмела сразу же, в частности, касающиеся ОВОС.
МГП Северный поток-2 был одобрен регуляторами 5 стран на основании комплексной ОВОС.
Причем к экологическим вопросам компания подошла крайне ответственно, взяв на себя повышенные обязательства.
Также Nord Stream 2 подчеркнула, что проект реализуется в строгом соответствии с действующим национальным, международным законодательством и законодательством ЕС, но в целом комментировать текущие разбирательства отказалась.
Напомним, что разрешение на эксплуатацию МГП Северный поток-2 Горнодобывающее управление г. Штральзунд выдало 31 января 2018 г.
Экологи уже пытались оспаривать данное разрешение.
Так, Naturschutzbund Deutschland (NABU) обратилась в Высший административный суд г. Грайфсвальд, но суд отклонил этот иск, отметив, что в своем решении суд исходил из соблюдения баланса интересов.
Суд пришел тогда к выводу, что общественная заинтересованность в немедленном строительстве и вводе в эксплуатацию газопровода с целью обеспечить в будущем безопасность и эффективность поставок приоритетна по сравнению с интересом экологов.
Попытка оспорить это решение в Конституционном суде со стороны экологов провалилась.
Однако сейчас ситуация изменилась, поскольку декарбонизация в Европе стала официально принятым трендом.
В июле 2020 г. Еврокомиссия подтвердила, что ЕС планирует полностью отказаться от ископаемых энергоносителей к 2050 г. и стать климатически нейтральным.
Это означает, что страны ЕС должны будут принять меры по полной компенсации выбросов CO2, добившись декарбонизации экономики.
Запрет на поставки природного газа в ЕС не планируется, но поставляться должен исключительно декарбонизированный газ.
Газпром к такому сценарию готовится уже в течение нескольких лет, добившись серьезного снижения выбросов парниковых газов (на 3,52 млн т в СО2-эквиваленте в 2019 г.) на фоне роста добычи газа.
По заявлению компании, выбросы метана по всей производственной цепочке близки к 0.
При поставках российского газа по МГП Северный поток и Турецкий поток выбросы парниковых газов более чем в 3 раза ниже по сравнению с поставками сжиженного природного газа (СПГ) из США в Европу.
Автор: Е. Алифирова