USD 100.0348

+0.09

EUR 105.7338

+0.27

Brent 73.57

+0.16

Природный газ 3.115

+0.13

3 мин
...

Герой Халилбейли обеспечит транспортировку нефти из Туркменистана на экспорт через Азербайджан

Танкер прошел капремонт и готов к перевозкам нефти из порта Туркменбаши.

Герой Халилбейли обеспечит транспортировку нефти из Туркменистана на экспорт через Азербайджан

Источник: ASCO

Москва, 12 фев - ИА Neftegaz.RU. Азербайджанский танкер Герой Халилбейли (Qəhrəman Xəlilbəyli) будет задействован в перевозке нефти из Туркменистана.
Об этом сообщила пресс-служба Азербайджанского Каспийского морского пароходства (ASCO, дочка SOCAR).

Обновленный Герой Халилбейли

Танкер Герой Халилбейли, принадлежащий нефтеналивному флоту ASCO, прошел капремонт.
Ремонтные работы, проведенные на судоремонтно-строительном заводе Зых (Zığ) ASCO, были выполнены качественно и в короткие сроки.
Во время ремонта:
  • подводная и надводная части танкера были окрашены в 3 слоя после очистки абразивным песком,
  • проведена покраска головной палубы и механизмов судна,
  • отремонтированы главный двигатель, насосы охлаждающих жидкостей и др. механизмы,
  • заменены вспомогательные двигатели,
  • проведены корпусно-сварочные, электромонтажные работы, работы на трубопроводах,
  • отремонтированы командно-радиовещательная установка и радионавигационное оборудование,
  • установлены современные глубиномеры, радиолокационное оборудование, гирокомпас, оборудование глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (GMDSS) и спутниковой поисково-спасательной системы Коспас-Сарсат, магнитный компас, оборудование автоматической информационной системы (AIS), оборудование NAVTEKS и BNWAS,
  • отремонтированы каюты экипажа.
По завершению ремонта танкер успешно прошел морские испытания.

Танкер Герой Халилбейли был построен в 1987 г. на Бургасской судоверфи в Болгарии.
Это каботажный танкер, предназначенный для работы в мелководном Каспийском море.
Характеристики:
  • длина 125,16 м, ширина 16,63 м.,
  • дедвейт 4987 т,
  • количество грузовых танков 6,
  • вместимость грузовых танков 5898 м3,
  • экипаж 14 человек.
В ближайшие дни танкер Герой Халилбейли будет привлечен к перевозкам нефти из порта Туркменбаши в Туркменистане.
Однако учитывая небольшие объемы туркменского экспорта нефти, такого танкера вполне достаточно для работы на этом маршруте.

Каков экспорт, таков танкер

Туркменистан является крупной газодобывающей страной, тогда как по добыче нефти показатели находятся на очень скромном уровне порядка 200 тыс. барр./сутки.
Глава Госкомитета по статистике Туркменистана Д. Аманмухаммедов в ходе расширенного заседания правительства страны 9 февраля 2024 г. сообщил, что добыча нефти в Туркменистане в 2023 г. составила 8,317 млн т.
Добыча и экспорт нефти из Туркменистана в последние годы снижаются, так, экспорт находится на уровне 3 млн т/год.

Экспорт туркменской нефти осуществляется, в основном, морским транспортом с перевалкой через туркменские морские терминалы Кенар (Туркменбаши), Окарем и Аладжа в направлении порта Баку (Азербайджан) и далее:
  • по железной дороге к портам Батуми и Кулеви на черноморском побережье Грузии,
  • по магистральному нефтепроводу (МНП) Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД) в порт Джейхан на средиземноморском побережье Турции (один из ключевых маршрутов с долей 50%, соглашение о транспортировке туркменской нефти по МНП БТД SOCAR и трейдер Vitol подписали в 2021 г.).
Также осуществляются поставки туркменской нефти в направлении порта Махачкала в России и далее по МНП Махачкала - Новороссийск с отгрузкой через порт Новороссийск.
Фрагментарно осуществлялись поставки в направлении Ирана в т.ч. со своповыми отгрузками из иранских портов в Персидском заливе до восстановления санкций США против Ирана, также небольшие объемы шли по железным дорогам в Афганистан и на Бухарский НПЗ в Узбекистане.

Транскаспийские маршруты ASCO

Основным транскаспийским маршрутом для Азербайджана являются поставки нефти из Казахстана для последующего экспорта по МНП БТД.
В 2022 г. президент Казахстана К.-Ж. Токаев поручил увеличить объем транспортировки нефти по Транскаспийскому коридору.
В соответствии с этим поручением КазМунайГаз и SOCAR заключили соглашение, предусматривающее транспортировку 1,5 млн т/год нефти с месторождения Тенгиз из порта Актау в Казахстане до Сангачальского терминала в районе г. Баку и далее по МНП БТД.
По итогам 2023 г. объем транспортировки казахстанской нефти по этому маршруту вырос в 5,5 раза и составил 1,392 млн т (всего Казахстан экспортировал 70,5 млн т нефти и газового конденсата в 2023 г.).
В январе 2024 г. объем транспортировки нефти из порта Актау по направлению Баку увеличился на 60 тыс. т и составил 116 тыс. т.

В течение 2 лет Казахстан намерен довести объем поставок нефти по Транскаспийскому маршруту до 3 млн т, что все равно будет кратно ниже объема поставок через МНП КТК.
Дальнейший рост поставок по Транскаспийскому маршруту ограничивается нехваткой мощностей МНП БТД, ограниченным танкерным флотом КазТрансОйла (расширение идет, но на это требуется время), мелководностью Каспийского моря и др. факторами.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram