Подробности 1го рейса Севморпути в 2023 г.
- субсидируемый из федерального бюджета - реализуется в рамках федерального проекта Развитие Северного морского пути (СМП), входящего в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;
- каботажный рейс;
- маршрут: Санкт-Петербург - порт Восточный (Находка) - Петропавловск-Камчатский - Мурманск;
- груз на Дальний Восток:
- 121 морской контейнер (менее 10% контейнеровместимости),
- металлоконструкции и пиломатериалы,
- краны и автотехника;
- загрузка судна обеспечена на 95% от его объемов;
- переход до порта Восточный - около 22 суток.
Осенью 2023 г. Севморпуть выполнит еще 1 каботажный рейс между Северо-Западом и Дальним Востоком.
Сейчас рейсы субсидируются из федерального бюджета, но очень хочется, чтобы в будущем обеспечить экономическую эффективность перевозки.
Тезисы 1го заместителя Минвостокразвития Г. Гусейнова:
- наращивание мощностей СМП и организация регулярных контейнерных линий способствует снижению логистических издержек;
- это сократит стоимость и сроки поставок продукции в обоих направлениях;
- для грузовладельцев:
- это шанс доставить свою продукцию по цене перевозки груза,
- платить за фрахт атомного контейнеровоза не нужно;
- помимо этого рейса в 2023 г. будет выполнено еще 2, один из которых совершит Севморпуть в октябре-ноябре, а другой - судно, привлекаемое по договору фрахтования.
Научная часть
Помимо транспортировки груза, Севморпуть обеспечит работу специалистов Центра морских исследований МГУ им. М.В. Ломоносова:- в рейсе ученые проведут:
- наблюдения за морскими млекопитающими и птицами,
- непрерывные измерения солености и температуры воды по всему маршруту;
- впервые ученые установят 3 видеокамеры в носовой части судна с обзором не менее 180о для получения непрерывного видео- и фотоматериала о ситуации на пути следования контейнеровоза;
- в дальнейшем материал:
- будет обработан экспертами-зоологами,
- затем адаптирован для обучения нейронной сети с целью разработки сервиса автоматизированной идентификации морских млекопитающих и птиц.
В 2024 г. они станут частью подсистемы государственного экологического мониторинга акватории СМП.
Арктический каботаж
После ремонта рейсом в мае 2016 г. лихтеровоз доставил из г. Мурманска на остров Котельный стройматериалы и продукты питания, а в начале октября 2016 г. - бетонные плиты и генеральный груз на о. Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа.Была попытка использовать Севморпуть для доставки грузов в Антарктиду, но по дороге Севморпуть сломался.
Его возвращение в родные пенаты денег стоило.
Решили подумать о каботаже.
В. Путин в 2018 г. подписал ФЗ, дающий полномочия по развитию СМП именно Росатому.
В 2022 г. Атомфлот победил в конкурсе на осуществление каботажных субсидируемых рейсов из европейской части РФ в регионы Дальнего Востока и в обратном направлении.
Конкурс проводило Минвостокразвития России.
Для установления экономически обоснованного тарифа на перевозку контейнерных грузов, в т.ч. рефрижераторных контейнеров с рыбной продукцией по СМП, в качестве индикатора была использована стоимость перевозки контейнеров по железной дороге между европейской частью РФ и Дальневосточным федеральным округом.
Тарифы были установлены:
- на перевозку 20- и 40-футовых контейнеров;
- без учета погрузо-разгрузочных работ в портах отправления и доставки груза.
Контейнеровоз Севморпуть
Технические характеристики и главные размерения судна:- длина - 260,3 м, ширина - 32,2 м, высота борта - 18,3 м;
- водоизмещение - 61 тыс. т;
- мощность главной установки -: 40 тыс. л.с.;
- скорость хода на чистой воде - 20 уз;
- лихтеровместимость - 74;
- контейнеровместимость - 1336.
Автор: А. Гончаренко