На рентабельность перевозок из/в Черном море сначала негативно повлияли санкции Запада.
Когда оказалось, что спецоперация будет многоэтапная, и после выполнения 1 этапа будет другой этап, заволновались страховщики и перестраховщики.
Из украинских и российских портов Черного моря в огромных объемах экспортировались сельскохозяйственные культуры, нефть, ГСМ и сырья.
Риски для страховых компаний, работающих с судами в Черном море:
- попадание под санкции Запада;
- наступление страховых случаев в результате повреждении судов от боевых действий (ракетных атак или морских мин):
- власти Украины анонсировали потопление корабля ЧФ РФ Василия Быкова, Минобороны России это опровергло, но осадочек остался,
- не менее 4 судов получили повреждение или затонуло от ракетных обстрелов,
- возможна конфискация судов для нужд противоборствующих сторон, более 6 мес - судно считается потерянным для судовладельца,
- власти РФ анонсировали установку ВМС Украины минного заграждения на шельфе Одесской области, но ВМС Украины это опровергли,
- впрочем, власти Украины замолчали, когда 1я украинская мина была обнаружена турецкими рыбаками у входа в пролива Босфор, затем - 2я, 3я,
- пролив Босфор - важнейший, единственный морской коридор, обеспечивающий морское судоходство в/из Черного моря.
Оставшиеся на рынке страховщики просят больше денег.
Энергетический кризис 2021 г. уже поднимал ставки фрахта на мировом рынке перевозки сжиженного природного газа (СПГ), но страховые сборы не росли.
Ныне растут ставки не только на перевозку СПГ, но и всей номенклатуры грузов, и особенно черноморских.
Рост мировых ставок фрахта танкеров:
- в 2018 г. - около 50 долл США/сутки;
- в начале 2019 г. - менее 50 тыс долл США/сутки;
- в среднем в 2019 г. - около 88 тыс долл США/сутки;
- в 2020 г. - доходило до 200 тыс долл США/сутки,
- в 2021 г. - около 200 тыс долл США/сутки.
- текущие расходы на 1 танкерную партию СПГ из США - в среднем 20 млн долл. США.
- доходы продажи на спотовом рынке: в Европе - 100 млн долл. США, в Азии - более 140 млн долл США.
Морская транспортировка существенно дешевле сухопутных отгрузок, а иногда и единственная, как например СПГ из США, но в море бывают страховые случаи из-за штормов и тд.
Страховки закладываются в рентабельность контрактов, являются обычной статьей расходов (sunk cost) для всех компаний, обеспечивающих доставку грузов морем.
Очевидно, что на 2022 г. ставки страховых сборов уже были увеличены из-за рисков конфликта на Украине, но многие не верили, что это случится.
Начало спецоперации, и провоцирование разгорания конфликта силами Запада резко увеличило страховые сборы.
Это не было заложено в расходы компаний, и потихоньку наступает форс-мажор.
Много нефтеналивных танкеров ходит в Италию из Черного моря.
К примеру, рейс танкера из Новороссийска в Геную при экономичной скорости 10 узлов займет 9 -10 дней.
Стоимость фрахта нефтеналивного танкера типоразмера Suezmax (1 млн баррелей):
- в 2022 г, до начала спецоперации - около 0, 7 млн долл США/рейс ( менее 70 тыс долл США/сутки);
- в апреле 2022 г - около 3,5 млн млн долл США/рейс (около 350 тыс долл США/сутки).
- загрязнения и ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН),
- удаления обломков кораблекрушения,
- ответственности за груз,
- любой ответственности экипажа и репатриации.
Это может еще более поднять страховые сборы.
Можно рискнуть и не платить страховые сборы.
Но последствия могут быть такие, что станет еще дороже.
По данным рынка, андеррайтеры уже берут до 10% стоимости стоимости судна в качестве дополнительной премии за военный риск.
Кто-то предлагает нереальные цены, не отказывая напрямую.
Посчитаем стоимость для нефтеналивного танкера типоразмера Suezmax:
- стоимость судна - около 50 млн долл США,
- объем перевозимой нефти - около 1 млн баррелей,
- фрахт - 3,5 млн долл США,
- страховка - около 5 млн долл США.
Много это или мало?
Это могло показаться нерентабельным, но только не сейчас.
Бюджет России 2022 г. сверстан при базовой цене около 42 долл США/барр, средняя цена российской нефти в 2021 г. составила около 52 долл США/барр.
Дополнительные нефтегазовые доходы бюджета страны существенно возросли.
Цены на нефть стабильно высокие, почти в 2,5 раза больше базовой цены бюджета.
Равновесную цену на нефть можно принять на уровне 70 долл США/барр.
На 8 апреля 2022 г, к 12:00 мск:
- стоимость июнь фьючерсов на Brent на ICE Futures выросла на 0,42%, до 101,00 долл. США/барр;
- на электронных торгах NYMEX фьючерсы на нефть WTI на май подорожали на 0,47%, до 96,48 долл. США/барр.
Нефтегазовые доходы настолько улучшили ситуацию с бюджетом, что в апреле 2022 г. власти РФ решили не все эти доходы отправлять в ФНБ, а часть направить на финансирование дефицита и приоритетных расходов федерального бюджета.
Средний дисконт цены на нефть сорта Urals к стоимости бенчмарка Brent в марте составил 23 долл США/барр, что может компенсировать потери клиентам от роста стоимости страховки и фрахта.
Но резервы снижения дисконта есть.
Минфин ожидает в апреле 2022 г. 798,4 млрд руб/мес дополнительных нефтегазовых доходов, а потери от дисконта в марте для России составили около 253 млрд руб/мес 3 млрд долл. США (3 млрд долл. США).
Поэтому, в условиях дефицита нефти клиенты будут продолжать морскую транспортировку нефти, вопрос только в дисконте, которого из-за высоких цен на нефть у России есть с запасом.