Твердый портфель заказов Звезды составляет 66 судов, включая подписанные контракты, которые вступили в силу или имеют юридическую обязанность.
В ближайшее время планируется подписать соглашения еще на 10-12 судов.
При этом представитель компании уточнил, что государственных заказов в портфеле судоверфи всего 6.
Крупнейший в РФ судостроительный комплекс Звезда создается консорциумом во главе с Роснефтью в бухте города Большой Камень.
Запустить в эксплуатацию весь комплекс планируется к концу 2024 г.
Он станет 1й в России верфью крупнотоннажного судостроения с мощностью переработки до 330 тыс. т/год стали.
Новая верфь была заложена в 2009 г. как совместное предприятие ОСК (80 % верфи) и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (20 %) и носило название Звезда DSME.
Сейчас проект, который реализуется по поручению Президента и Правительства РФ, консорциумом, в который входят
- Роснефтегаз,
- Роснефть,
- Газпромбанк.
В эксплуатацию уже введены: блок корпусных производств, окрасочные камеры, открытый тяжелый достроечный стапель с парком уникальных кранов и продвинутой судо-транспортной системой, транспортно-передаточный док.
Построенные цеха дали возможность не дожидаясь окончания работ по строительству верфи, приступить к постройке судов.
В 2021 г. ССК начал резку деталей для 7 новых судов, заложил 6 закладных секций, всего же ведется одновременное строительство 25 заказов.
Кроме того, для обеспечения нужд судоверфи планируется запустить Металлургический завод в 2025 г.
Его производственная мощность составит 1,5 млн т/год металлопродукции, часть его продукции может пойти на экспорт, сообщил представитель Роснефти.
Проект будет реализован в 2 очереди:
- в рамках 1й будет запущено сталепрокатное производство,
- в рамках 2й - трубопрокатное в объеме до 220 тыс. т.
Он уточнил, что инвестировать в строительство завода будет Современные технологии судостроения.
Стоимость проекта оценивается в 2,2 млн долл. США.
Рассматривается вопрос о создании на заводе возможности для прокатывания листов металла до 200 мм.
Это позволит выпускать баки металловодной защиты для ядерного реактора в рамках реализации проекта строительства на ССК Звезда ледокола класса Лидер.
В России планируется построить 3 атомных ледокола проекта 10510 Лидер.
Спуск на воду 1го ледокола мощностью 120 МВт (ледоколы проекта 22220 имеют мощность 60 МВт) назначен на 2027 г.
Появление Лидеров было изначально связано с желанием разгрузить БАМ и обеспечить контейнерные перевозки по Северному морскому пути (СМП).
В обычных для СМП 2-метровых льдах Лидер сможет прокладывать канал для транспортных судов со скоростью 13 узлов, это коммерческая скорость для транспортировки углеводородов.
Глава Дирекции СМП, заместитель гендиректора госкорпорации Росатом В. Рукша ранее сообщал, что для обеспечения регулярной работы СМП к 2030 г. Россия должна иметь в эксплуатации 12-14 ледоколов.
Сейчас в акватории СМП в настоящее время работают 5 атомных ледоколов - Арктика, 50 лет Победы, Таймыр, Вайгач и Ямал.
По прогнозам Росатома, в 2021 г. грузооборот по СМП превысит 34 млн т.
В соответствии с паспортом федерального проекта Развитие Северного морского пути до конца 2021 г. необходимо было достигнуть целевой показатель грузооборота в 32 млн т.
В 2022 г. сумму из Федерального бюджета, выделенную на развитие СМП, планируют увеличить на 4 млрд руб.
Вместе с этим на 2024 г. выделенные средства хотят уменьшить на 10 510,4 млн руб., чтобы перераспределить средства на строительство головного атомного ледокола проекта 10510 Лидер.