Об этом сообщила Администрации морских портов Украины (АМПУ) в Facebook.
Одновременно новейший британский антарктический ледокол RRS Sir David Attenborough прибыл в г. Лондон на 3-дневную стоянку у Гринвича, чтобы показаться публике.
Почему Украине продан Ледокол James Clark Ross?
Связь Сэра Дэвид Аттенборо и сэра Джеймса - прямая.Новейший ледокол RRS Sir David Attenborough был построен в ноябре 2020 г. на замену ледоколу James Clark Ross.
RRS Sir David Attenborough - одно из самых передовых полярных исследовательских судов в мире.
Ввод в эксплуатацию RRS Sir David Attenborough был частью крупных государственных инвестиций в полярную инфраструктуру, которые позволят Великобритании оставаться в авангарде ведущих мировых исследований в Антарктике и Арктике.
Технические характеристики :
- длина -129 м, ширина - 24 м;
- валовая вместимость - 15 000 т;
- автономность - до 60 дней;
- дальность - 19 000 морских миль при крейсерской скорости 13 узлов (24 км / ч);
- ледопроходимость - лед толщиной до 1 м со скоростью 3 узла;
- носовое и кормовое подруливающие устройства для динамического позиционирования в сложных условиях
- воздушные и морские роботизированные системы;
- экипаж - ок. 30 чел;
- ученых - до 60 чел.
- грузовой отсек - объем 2100 м³ , может хранить 660 м³ авиационного топлива, позволяет эффективно размещать контейнеры и другие грузы;
- 6 кранов;
- вертолетная площадка;
- катер Erebus - 10 м;
- лихтер с краном.
Британская антарктическая служба мучительно пыталась решить вопрос: что делать с 31 - летним ледоколом James Clark Ross?
Желание властей Украины наладить мост в Антарктику оказалось кстати.
Покупка ледокольного судна James Clark Ross
C 8 сентября 2021 г. судно ходит под украинским флагом, порт приписки ледокола - Одесса.18 сентября 2021 г. судно вышло из датского порта Фредериксгавн и пройдя Северное, Средиземное и Черное моря прибыло в г. Одессу.
Ныне ледокол входит в состав флота Национального антарктического научного центра (НАНЦ) Украины.
Средства для покупки судна выделил кабмин Украины, но сумма финансирования не разглашалась.
Директор НАНЦ Е. Дикий в ходе церемонии встречи сообщил, что речь идет о 5 млн долл. США, назвав эту сумму символической за судно такого класса.
Для сравнения:
- стоимость дизель-электрического ледокола Виктор Черномырдин составила 12 млрд руб. (16,55 млн долл. США),
- ледоколов проекта ЛК-60 - порядка 50 млрд руб. (690 млн долл. США).
Характеристики:
- водоизмещение 5,732 тыс. т,
- водоизмещение 7,767 тыс. т (загружено),
- длина 99,04 м, ширина 18,85 м,
- осадка 6,30 м,
- силовая установка дизель-электрическая, одновальная (8,5 тыс. л.с.),
- скорость 12 узлов,
- автономность 57 суток.
Несколько лебедочных систем позволяют размещать научное оборудование на корме или на миделе.
Судно имеет чрезвычайно низкий уровень шума, что позволяет использовать чувствительное акустическое оборудование.
В 2000 г. была установлена валковая батиметрическая система.
Сэр Джеймс был построен специально для Британской антарктической службы (BAC).
Каждый год судно уходило из Великобритании в Антарктиду с припасами для британских антарктических и субантарктических баз.
Судно оставалось в южных широтах на южное лето, выполняя океанографические и биологические исследования в промежутках между снабжением и пополнением баз и перемещением персонала.
Перед началом антарктической зимы судно возвращалось в Великобританию, увозя для утилизации оборудование, мусор, и, конечно, полярников на смену.
Е. Дикий назвал судно плавучим институтом, имеющим 8 специализированных лабораторий и приспособлений для отбора любых проб с глубины до 8 км.
Сейчас судно проходит необходимые процедуры приема в состав украинского научного флота и изменения названия.
Кстати, Сэр Джеймс Кларк Росс - британский военмор, полярный исследователь, член Королевского географического общества с 1848 г.
Такое имя можно и не менять.
Ледокол в 2021 г. выйдет в океан и возьмет курс на Антарктиду, в направлении украинской полярной станции Академик Вернадский.
Станция Академик Вернадский (на тот момент Фарадей), была передана Великобританией Украине в 1996 г. за 1 фунт стерлингов.
С James Clark Ross символической суммой дело не обошлось, за него Украина заплатила адекватные для его возраста сумму.
Другое дело, в какую сумму выльется для бюджета страны обслуживание купленного судна.
Культовая Belgica обретает вторую жизнь
В начале сентября 2021 г. Украина получила еще одно научно-исследовательское судно (НИС).
Бельгия передала Украине НИС легендарную Belgica с встроенным оборудованием для мониторинга морской среды.
Соглашение о передаче было подписано 13 сентября после того, как в конце июля уже был ратифицирован меморандум о взаимопонимании между Федеральной научной политикой (BELSPO), Королевским бельгийским институтом естественных наук и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Украины.
16 сентября судно отправилось в г. Одессу.
Построено в 1984 г.
37 лет верой и правдой служило Бельгии.
В 2013 г. стареющее судно было выведено на ремонт на 4 недели.
Власти Бельгии анонсировали замену к 2017 г, но позже срок перенесли на 2020 г.
Ожидается, что судно прибудет на Украину в октябре 2021 г.
НИС получит новое имя и начнет работу в Черном и Азовском морях.
Передавая Украине Belgica, бельгийцы рассчитывают, что судно получит 2ю жизнь.
Новое имя для стренького судна нужно, поскольку на замену бельгийцы строят новое судно с тем же именем - Belgica на испанской верфи.
Источник BELSPO
- имеет длину 71,4 м, на 21,4 м больше старой;
- автономность - 30 дней.
Срок ввода в эксплуатацию - конец 2021 г.
Стоимость - около 54 миллионов евро, с НДС.
Учитывая, что после 30 лет на легендарной Belgica начались проблемы, срок службы новой Belgica установлен - 30 лет.
Хотя Северное море останется основным направлением деятельности нового судна, область исследований простирается дальше, чем у нынешнего RV Belgica:
- на север до Полярного круга,
- на юг, включая Средиземное и Черное моря,
- на запад к Атлантическому океану.