USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

2 мин
629

Минпромторг актуализирует меры поддержки судостроения

Российские верфи в 1-м полугодии 2025 г. вопреки всему нарастили строительство судов по сравнению с 2024 г.

Минпромторг актуализирует меры поддержки судостроения

Санкт-Петербург, 24 сен - ИА Neftegaz.RU. Минпромторг обновляет и оптимизирует меры поддержки судостроения.
Об этом сообщил заместитель главы министерства А. Каримов на конференции «Нева».

Основные направления поддержки:
  • программа льготного лизинга в судостроении - продолжение действующей программы, при необходимости в видоизмененном виде (работа по нему ведется);
  • судовой утилизационный грант - планируются изменения в правилах его предоставления, чтобы применять эту меру совместно с другими мерами господдержки;
  • систематизация субсидий на строительство судов - упорядочение существующих субсидий в части затрат на строительство.
Не можем не напомнить, что в декабре 2024 г. решением председателя правительства М. Мишустина № ММ-П7-46328 программа льготного лизинга была сокращена на 33 судна. Объем привлекаемых средств ФНБ был снижен с 136 млрд до 97,9 млрд руб. В июле 2025 г. Минпромторг РФ сообщил, что рассматривает возможность сокращения программы до 134,8 млрд руб., а число судов - до 191 ( т.е. еще минус 36 штук).

Тем не менее, по словам А. Каримова, российские верфи в 1-м полугодии 2025 г. нарастили строительство судов по сравнению с 2024 г.

«У нас в прошлом году в целом на российских предприятиях было построено 130 судов и плавсредств дедвейтом около 150 тыс. т, при этом за первое полугодие этого года российские верфи построили 48 судов, дедвейт которых составил около 50 тыс. т, и это больше по всем параметрам, чем то, что было сделано за аналогичный период прошлого года», - сказал он.

Замминистра подчеркнул, что финансирование более половины судов обеспечено напрямую из федерального бюджета либо за счет различных механизмов господдержки.

Отвечая на вопросы о снижении требований к локализации судов и судового оборудования, замглавы Минпромторга заявил, что министерство готово рассматривать такие запросы в индивидуальном порядке. В случае отсутствия отечественных аналогов необходимого оборудования будут вноситься изменения в соответствующее постановление правительства РФ.

Ранее, в мае 2025 г., правительство РФ актуализировало стратегию развития судостроительной промышленности, расширив горизонт планирования на период до 2036 г. и дальнейшую перспективу до 2050 г. В документе приводится анализ текущего состояния российского эксплуатируемого флота, где отмечается высокая степень износа эксплуатируемых судов, предстоящее массовое списание судов в возрасте 45-55 лет, что повлечет резкое снижение обеспеченности судами российского флота на фоне роста грузовой базы.

Российский грузовой и технический флот характеризуется высокой степенью износа, с ледоколами ситуация лучше, но и ледокольный флот требует обновления:
  • танкерный флот (всего 910 судов) - степень износа составляет 68%, или 572 судна старше 30 лет, наиболее устаревший сегмент - нефтеналивные танкеры, в котором 564 судна относятся к этой возрастной категории,
  • сухогрузный флот (всего 1465 судов) - степень износа 76%, или 1076 судов старше 30 лет,
  • технический флот - доля судов морского флота обеспечения старше 35 лет составляет 70%, доля судов речного флота старше 35 лет - 74%,
  • ледокольный флот - по состоянию на 2023 г. российский ледокольный флот состоял из 45 ледоколов, из них 37 (84%) - дизель-электрические и 8 (16%) - атомные ледоколы, старше 40 лет 43% судов (28% по водоизмещению).
На решение этих проблем в ближайшие 6 лет из федерального бюджета будет направлено более 0,5 трлн руб., что является рекордным объемом финансирования отрасли. Однако запланировать траты - это одно, реально их выплатить - другое, а грамотно освоить выделенные средства - это вообще третье.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram