Трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна продолжает строительство 2й нитки МГП Северный поток-2 в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Дании к югу от о. Борнхольм.
Краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) Академик Черский завершает испытания в районе Куршской косы к северу от Калининграда, готовясь приступить к достройке 1й нитки МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании.
Зато среди вспомогательных судов активность нарастает, хотя в целом суда проекта сосредоточены в 4 ключевых районах Балтийского моря:
- ИЭЗ Дании, к югу от о. Борнхольм,
- порт Мукран, где расположен логистический терминал МГП Северный поток-2,
- Калининград и Куршская коса,
- порт Росток на севере Германии.
ИЭЗ Дании, к югу от о. Борнхольм
ТУБ Фортуна размеренно продолжает строительство 2й нитки МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании, возобновленное 6 февраля 2021 г:- погода этому благоприятствует - лишь 27 марта ветер усилился до 24 узлов (6 баллов по шкале Бофорта), но затем стих и сейчас составляет для Фортуны вполне комфортные 15 узлов (4 балла);
- за прошедшие 4 дня пройдено 5,983 км;
- средняя скорость трубоукладки - 0,8 км/сутки, хотя в удачные дни барже удавалось проходить более 1,5 км/сутки.
Строительство данного участка линейной части МГП протяженностью 1,02 км особых затруднений вызвать не должно, он гораздо проще, чем пересечение МГП Северный поток-2 и Северный поток, которое предстоит построить ближе к границе ИЭЗ Дании и Германии.
Проект вновь набирает темп.
Прошло более 1 года с тех пор, как Allseas прекратила строительство МГП, сделав заявление 21 декабря 2019 г, даже несмотря на объявление 20 декабря 2019 г. о согласии В.Путина на условия транзита газа по ГТС Украины.
С тех пор рентабельность проекта капля по капле падала.
Но с 6 февраля 2021 г. Фортуна достроила уже более 50% недостроенной Allseas части морского участка 2й нитки:
- с момента возобновления строительства пройдено 40,114 км;
- осталось достроить в ИЭЗ Дании - 39,534 км.
Вместе с ТУБ Фортуна в ИЭЗ Дании на данный момент находятся 5 вспомогательных судов.
В отличие от обычной ситуации, когда с баржей работают 2 якорезаводчика, сейчас треки, похожие на постановку якорей, демонстрируют 3 судна - Errie, Venie и Умка.
Errie и Venie оставались с Фортуной все последние 4 дня.
Умка, 24 марта ушедшая в Росток, 27 марта вернулась к Фортуне.
Увеличившееся число якорезаводчиков может означать подготовку к прохождению поворота трассы МГП Северный поток-2, либо подготовку к традиционной смене якорезаводчиков у Фортуны, в этом случае Умка должна сменить Venie, который уйдет в Росток.
Судно обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь по-прежнему выполняет функцию наблюдателя, оставались с Фортуной все 4 прошедших дня.
27 марта 2021 г. к группе судов к югу от о. Борнхольм присоединилось еще одно - многофункциональное аварийно-спасательное судно (МАСС) Спасатель Карев проекта MPSV07.
Судно пришло 24 марта из Мурманска в Калининград, а затем выдвинулось к Фортуне.
Спасатель Карев предназначен для обеспечения аварийно-спасательной готовности для решения задач по оказанию помощи людям и судам, терпящим бедствие на море, ликвидации последствий морских аварий, буксировке, в т.ч. в условиях Арктики.
Основные характеристики и размерения:
- длина 73 м, ширина 16,6 м,
- высота борта 6,7 м,
- осадка по грузовую линию (наибольшая) 5,1 м,
- дедвейт 1,215 тыс. т,
- тяговое усилие на швартовах около 70 т,
- максимальная скорость хода 15 узлов,
- экономичная скорость 13 узлов,
- система динамического позиционирования DP-2,
- ледовый класс Arc 5.
Спасатель Карев построен в 2013 г. на Невском судостроительно-судоремонтном заводе для Морспасслужбы.
Из 18 судов, более-менее определенно связанных с проектом МГП Северный поток-2, к флоту Морспасслужбы относятся 7: Балтийский исследователь, Мурман, Спасатель Карев, Умка, Финвал, Artemis Offshore, Ясный (его статус не до конца очевиден).
Ранее Спасатель Карев уже участвовал в строительстве МГП Северный поток-2, оказывая гидрографические услуги при строительстве газопровода в водах России вместе с ТУБ Фортуна.
Мукран
На данный момент в районе Мукрана находятся 2 судна проекта Северный поток-2.Судно обеспечения Остап Шеремета с 24 марта курсирует между портом Мукран и Фортуной.
За 4 дня судно трижды ходило от причала №3 терминала Юг, используемого как логистический хаб проекта Северный поток-2, к месту строительства газопровода и возвращался обратно.
На данный момент судно остается у причала.
Активизация Остапа Шереметы, долгое время стоявшего в Калининграде, возможно, связано с тем, что судно обеспечения DP Gezina, работавшее на проекте, ушло в Роттердам с неясными перспективами возвращения.
Второе судно - многофункциональное ледокольное судно (МФЛС) Владислав Стрижов, доставляющие трубы на ТУБ Фортуна.
27 марта судно совершило рейс к Фортуне с партией труб, потом вернулось для загрузки и 29 марта вышло в очередной рейс.
Нагрузка на Владислава Стрижова сейчас вырастет, поскольку его сестринское судно и напарник - МФЛС Юрий Топчев - 27 марта доставило трубы на Фортуну, но в Мукран не вернулось, уйдя в Калининград.
Обозначившиеся у причала №3а терминала Юг порта Мукран, ранее использовавшегося ТУБ Фортуна и КМТУС Академик Черский, суда Geo Ocean III и NDurance с проектом Северный поток-2 не связаны.
Geo Ocean III работает к северо-востоку от о. Рюген в районе плавучего ветропарка Arcadis Ost 11.
NDurance 27 марта вышел в море в район к востоку от о. Рюген, указав пунктом назначения OstWind 2 - подводный кабель от морских ветропарков к северо-востоку от о. Рюген до г. Любмин на побережье Грайфсвальдского залива.
Калининград и Куршская коса
КМТУС Академик Черский вместе с группой поддержки продолжает перемещения в районе Куршской косы к северу от Калининграда, перемещаясь практически по прямой с севера на юг и обратно.Передвижения трубоукладчика и сопровождающих его судов указывают на то, что Черский пользуется системой динамического позиционирования.
Ранее Nord Stream 2 сообщала, что судно начнет работы на 1й нитке МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании в конце марта 2021 г.
Времени до названной даты осталось совсем немного, а никаких намеков на скорый выход Черского в район работ пока не наблюдается.
Кстати, о скорости Черского.
Хотя скорость трубоукладки у Черского - до 5 км/сутки, но по условиям тендера на его дооборудование, производительность трубоукладчика должна составлять не менее 120-160 стыков/сутки при круглосуточной работе 4 сварочных постов.
Это соответствует скорости трубоукладки 1,5-2 км/сутки линейной части газопровода.
Получается, что Черский и Фортуна будут работать практически в одном темпе.
Вместе с Черским находятся 4 судна - буксиры-якорезаводчики Финвал и Венгери, а также многофункциональное спасательное судно Мурман и судно обеспечения Иван Сидоренко, сестринское судно Остапа Шереметы.
Из них 3 судна - Финвал, Иван Сидоренко и Мурман - все 4 дня оставались с Черским.
Венгери 24 марта ушел от Черского, заявив портом захода Росток, но остановился в Мукране, где заходил на якорную стоянку порта Засниц к юго-востоку от Мукрана, пришел к причалам№3 и №3а терминала Юг порта Мукран.
27 марта Венгери из Мукрана пришел к Фортуне, а дальше двинулся на восток и с 29 марта находится в районе Куршской косы.
26 марта 2021 г. в районе Куршской косы обозначился якорезаводчик Ясный, пришедший из Лесной гавани Калининграда.
К основной группе судов не подходил, а 27 марта переместился в район платформы D-6 ЛУКОЙЛа на Кравцовском месторождении, где и остается.
Степень участия Ясного в проекте Северный поток-2 неясна, к ключевым судам проекта судно в последнее время не подходило.
В Калининграде на данный момент находятся 1 судно проекта.
29 марта 2021 г. в Лесную гавань от Фортуны прибыло МФЛС Юрий Топчев.
Не исключено, что судно готовится к работе совместно с Черским после его вступления в проект, обеспечивая для него доставку труб, но возможен и вариант с возвращением к Фортуне.
Росток и другие локации
Визиты судов проекта Северный поток-2 в порт Росток к причалу Meyer Neptun Rostok стали менее активными.За последние 4 дня там побывали:
- Умка, прибывшая 25 марта и 27 марта ушедшая обратно,
- Artemis Offshore, прибывший 26 марта из Калининграда и ушедший на следующий день.
Судно успело побывать в районе Куршской косы, постояв борт о борт с Черским, а затем двинулось на запад, указав пунктом назначения «шельф».
Не исключено, что в проект может вернуться Катунь с 9 марта находящаяся в порту Мункебо (Дания).
16 марта судно встало в сухой док Lindoe, но уже 25 марта вышло оттуда, а затем переместилось на якорную стоянку порта и вернулась к причалу верфи.
Автор: А. Чижевский