Минэнерго РФ предлагает отложить введение балльной системы подсчета локализации крупнотоннажных танкеров
Предположительно, речь может идти о танкерном флоте, который должен быть построен для проекта Восток Ойл, реализуемого Роснефтью на севере Красноярского края
Об этом Ъ сообщил 18 марта 2021 г. со ссылки на источники в отрасли.
Балльная система подсчета локализации в судостроении заложена подготовленными Минпромторгом РФ изменениями в постановление №719 правительства РФ от 17 июля 2015 г., которым определены критерии признания промышленной продукции произведенной на территории РФ.
Балльная система предполагает постепенное ужесточение требований к уровню локализации.
Количество начисляемых баллов рассчитано пропорционально стоимости и сложности производства оборудования, наиболее весомым по баллом оборудованием является главная энергетическая установка и винторулевые колонки (ВРК).
16 марта 2021 г. в рамках круглого стола в Госдуме замглавы департамента судостроительной промышленности Минпромторга РФ А. Исачкин сообщил, что замечания со стороны Минэнерго РФ не были урегулированы в рамках согласительного совещания 5 марта.
В связи с этим Минэнерго готовит особое мнение на доклад вице-премьеру.
При этом ФАС, Минсельхоз, Минтранс и Минэкономики согласовали проект.
В своей позиции, направленной в Минпромторг, Минэнерго предлагало дать отсрочку для крупнотоннажных танкеров по перевозке нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов как минимум до 1 января 2022 г. в связи с необходимостью обеспечения выполнения производственной программы ССК Звезда по строительству танкерного флота для транспортировки углеводородного сырья по Северному морскому пути (СМП).
ССК Звезда создается на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта в г. Большой камень Приморского края консорциумом в составе Роснефти, Роснефтегаза и Газпромбанка.
Предположительно, речь может идти о танкерном флоте, который должен быть построен для проекта Восток Ойл, реализуемого Роснефтью на севере Красноярского края.
На встрече с президентом РФ В. Путиным 25 ноября 2020 г. глава Роснефти И. Сечин сообщил, что на ССК Звезда размещен заказ на 10 танкеров ледового класса Arc7 для Восток Ойла, а в целом для проекта планируется построить 50 судов различных классов.
О новых контрактах пока не сообщалось, если контракты будут заключены до внедрения балльной системы, это освободит ССК Звезда от необходимости соблюдать более жесткие требования по локализации.
Ранее в адрес ССК Звезда уже высказывались упреки в том, что строящиеся на верфи танкеры типоразмера Афрамакс проходят лишь отверточную сборку, тогда как самые сложные части - корма и носовые секции - производятся в Южной Корее.
Однако такой подход вполне удовлетворял действовавшим на тот момент условиям постановления №719, требовавшим, чтобы России должна пройти закладка, сборка корпуса, достройка, швартовные и ходовые испытания, а также сдача судна.
За период с начала строительства 1го танкера данной серии Владимир Мономах, вместе с развитием производства, ситуация поменялась.
Так, производство дорогих по баллам локализации ВРК было организовано в г. Большой Камень на Заводе ВРК Сапфир, СП Роснефти и General Electric (GE).
Минпромторг выступает против каких-либо отсрочек и исключений, настаивая на том, что условия локализации должны быть для всех равнозначные, а формировать требования для локализации необходимо уже сейчас.
Позицию Минпромторга РФ поддерживает Объединенная судостроительная корпорация (ОСК).
Эксперты оценивают балльную систему как достаточно гибкую, так, до 2023 г. действует комфортный уровень локализации (1,7-2,5 тыс. баллов), который будет затем поэтапно будет увеличиваться в зависимости от типа судов, повысив планку до 2,25-3,75 тыс. баллов в 2025 г.
Минэнерго РФ сообщило, что продолжают участвовать в обсуждении этого вопроса.
Автор: А. Чижевский