Все внимание вокруг проекта Северный поток-2 вновь смещается к трубоукладочной барже (ТУБ) Фортуна, совершающей загадочные маневры в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Дании к югу от о. Борнхольм.
На данный момент большинство судов флота МГП Северный поток-2 сосредоточено в 3 ключевых районах Балтийского моря:
- ИЭЗ Дании, к югу от о. Борнхольм,
- район порта Мукран в Германии, где располагается логистический терминал МГП Северный поток-2,
- порт Калининград.
Об этом свидетельствуют данные сервиса отслеживания судов MarineTraffic, VesselFinder и MyShipTracking.
ИЭЗ Дании, к югу от о. Борнхольм
ТУБ Фортуна, с 23 января 2021 г. находящаяся в водах Дании вблизи северо-восточного окончания недостроенного участка МГП Северный поток-2 к югу от о. Борнхольм, совершает сложные маневры.С момента прихода в район будущих работ ТУБ Фортуна за 5 дней прошла порядка 1 км вдоль будущей трассы МГП Северный поток-2.
Причем скорость движения баржи, перемещения судов-якорезаводчиков вокруг нее и подход судов, ранее доставлявших для Фортуны трубы, намекало на то, что строительство вполне может быть начато.
Однако 31 января 2021 г. баржа резко сместилась на 5,5 км на северо-восток, что не соответствует ее возможностям по скорости трубоукладки.
С 1 февраля ТУБ Фортуна медленно движется с северо-востока на юго-запад.
Движение якорезаводчиков, наматывающих петли вокруг ТУБ Фортуна, говорит о том, что баржу вновь начинают выставлять на заданную позицию.
Непосредственно вблизи от текущего местоположения Фортуны в декабре 2019 г. остановился трубоукладчик Pioneering Spirit, после того как строившая МГП Северный поток-2 Allseas приняла решение о выходе из проекта из-за санкций США.
Маневры Фортуны могут означать, что в конце января 2021 г. баржа и вся ее группа поддержки отрабатывала все этапы будущего строительства.
ТУБ Фортуна ранее работала на строительстве мелководных морских объектов, тогда как датский участок МГП Северный поток-2 проходит на глубинах порядка 200 м.
Глубоководное строительство морских трубопроводов гораздо сложнее мелководного, кроме того в районе о. Борнхольм находятся захоронения химического оружия времен Второй Мировой войны.
Датское энергетическое агентство заверило, что в районе трассы МГП Северный поток-2 таких объектов нет, но дополнительная осторожность не помешает.
Права на ошибку у флота достройки МГП Северный поток-2, поэтому дополнительные проверочные работы в условиях глубоководного участка выглядят вполне оправдано.
Также не стоит забывать о частых штормах и сильном ветре в это время года в Балтийском море.
Хотя на данный момент море к югу от о. Борнхольм сравнительно спокойное.
Группу поддержки Фортуны в последние дни составляют 3 судна - 2 судна обеспечения, выполняющие функции якорезаводчиков, а также судно-наблюдатель.
Якорезаводчики у ТУБ Фортуна те же - Катунь и Умка, а вот наблюдатель может и смениться.
Выполнявшее эту функцию ранее судно обеспечения морских платформ (СОМП) Балтийский исследователь 3 февраля 2021 г. взяло курс на Мукран.
Вместе с ТУБ Фортуна судно работало с самого момента ее прихода в датские воды, поэтому необходимость пополнить припасы вполне очевидна.
Из Мукрана к ТУБ Фортуна спешит судно обеспечения Иван Сидоренко, но вряд ли оно будет выполнять функции наблюдателя, поскольку не оборудовано для глубоководных исследовательских работ.
За последние 2 дня к ТУБ Фортуна также заходило судно обеспечения DP Gezina, пришедшее 3 февраля 2021 г. с якорной стоянки порта Засниц к востоку от Мукрана, но практически сразу же развернувшееся обратно.
Также к Фортуне 2 февраля подходило многофункциональное ледокольное судно (МФЛС) Юрий Топчев, занимавшееся доставкой труб для баржи, когда та работала на мелководье в ИЭЗ Германии.
Скорее всего, в этот раз Юрий Топчев также доставил на ТУБ Фортуна партию труб и уже вернулся в район Мукрана.
Мукран
В районе Мукрана на данный момент находятся 3 судна, связанных с проектом МГП Северный поток-2:
- Юрий Топчев стоит у причала №3 терминала Юг порта Мукран, используемого как логистический хаб Северного потока-2, скорее всего под погрузкой следующей партии труб для Фортуны,
- многофункциональный буксир-якорезаводчик Финвал и МФЛС Владислав Стрижов, сестринское судно Юрия Топчева, находятся на якорной стоянке порта Засниц к юго-востоку от Мукрана.
Калининград
В Калининграде ситуация пока без особых изменений:- якорезаводчик Errie и универсальное аварийно-спасательное судно Мурман - в Лесной гавани Калининграда,
- Остап Шеремета, сестринское судно Ивана Сидоренко, - в Вольной гавани Калининграда.
Другие локации
В порту Висмар на севере Германии остается КМТУС Академик Черский.1 февраля 2021 г. возникли предположения о том, что судно в ближайшее время может приступить к строительству МГП Северный поток-2.
В Висмар практически одновременно пришли суда обеспечения Artemis Offshore и Иван Сидоренко, но долго в порту не пробыли, скорее всего, доставив потребовавшиеся Черскому оборудование и материалы.
Оба судна в тот же день вышли из Висмара, зашли в Мукран, а затем Artemis Offshore пошел в Калининград, а Иван Сидоренко - к ТУБ Фортуна.
Вне проекта также остаются 2 буксира-якорезаводчика:
- Вени, находящийся в датском порту Мункебо с 28 января,
- Венгери, дежурящий в районе порта Росток неподалеку от Висмара с 1 января.
Автор: А. Чижевский