Супертанкеры больше не нужны? В 2021 г. в мире может быть утилизировано 2% танкерного флота
Снижение прибыли, избыток танкеров и высокие затраты заставляют танкерные компании задуматься об утилизации судов возрастом более 15 лет
Об этом 26 января 2021 г. пишет Bloomberg со ссылкой на руководителей танкерных компаний.
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, которая привела к падению спроса на нефть в мире, может нанести удар по рынку супертанкеров, доставляющих почти 20% мировой нефти.
Снижение прибыли, избыток танкеров и высокие затраты заставляют танкерные компании задуматься об утилизации судов возрастом более 15 лет.
Эксплуатационные расходы и затраты на специальные обследования, которые танкеры должны проходить каждые 5 лет, подталкивают судовладельцев к списанию судов.
Избыток предложения на танкерном рынке наблюдался в начале 2020 г., когда из-за пандемии COVID-19 спрос на нефть резко упал.
Однако это падение было компенсировано использованием большинства танкеров в качестве плавучих хранилищ излишков нефти.
В мае 2020 г., по оценкам Vortexa, в плавучих хранилищах находилось 143 млн барр. сырой нефти, что стало максимальным показателем, по крайней мере, с начала 2016 г., а, возможно, и историческим рекордом.
Для сравнения: в период рецессии 2008-2009 гг. трейдеры разместили в танкерах более 100 млн барр. нефти.
В настоящее время на фоне постепенного восстановления спроса на нефть в мире, хранившаяся на танкерах нефть уже практически раскуплена, а сами танкеры остаются невостребованными.
Из-за излишка танкеров на прошлой неделе танкерные компании были вынуждены субсидировать доставку грузов по самому оживленному торговому маршруту с Ближнего Востока в Азию.
Такая ситуация стала следствием решения Саудовской Аравии о добровольном сокращении добычи нефти в феврале-марте 2021 г. в дополнении к квоте в рамках соглашения ОПЕК+.
В совокупности эти факторы могут спровоцировать бум утилизации нефтеналивных танкеров в Бангладеш, Индии и Пакистане.
Между тем, восстановление доходов судовладельцев может произойти во 2м полугодии 2021 г., когда ожидается возвращение спроса на нефть до уровня, существовавшего до пандемии.
Также к утилизации танкеров подталкивает рост цен на металлолом до максимальных почти за 2 года отметок.
По прогнозу Clarkson Research, подразделения судового брокера Clarkson Plc, стоимость супертанкера класса VLCC (Very Large Crude Carrier, дедвейт до 320 тыс. т), сданного на металлолом, в настоящее время составляет 18,95 млн долл. США.
Данный показатель стал максимальным с марта 2018 г.
Clarkson Research прогнозирует, что в 2021 г. будет утилизировано около 2% танкерного флота, тогда как в 2019-2020 гг. этот показатель был близок к 0.
В 2020 г. были отправлены в утиль всего 2 супертанкера класса VLCC, в 2019 г. - 4 (для сравнения: в 2017-2018 гг. в состав флота Clarkson Plc входили 823 танкера VLCC).
В 2018 г. владельцы нефтеналивных танкеров списали 100 судов, что стало рекордным показателем для рынка.
В. т.ч. на утилизацию пошли 34 танкера класса VLCC.
Автор: Е. Алифирова