Об этом Роснефть сообщила 20 ноября 2020 г.
Торжественная церемония начала резки металла состоялась в блоке корпусных производств.
Первая деталь была вырезана на высокотехнологичном плазменном станке в присутствии вице-премьера РФ Ю. Борисова, главы НОВАТЭКа Л. Михельсона, гендиректора Совкомфлота (СКФ) И. Тонковидова, гендиректора ССК Звезда С. Целуйко и зампредседателя ВЭБ.РФ Д. Алгульяна.
Будущее судно станет головным в новой серии судов, которые ранее в России не строились.
Танкеры-газовозы СПГ ранее заказывались исключительно за рубежом, поскольку их строительство является один из наиболее технологически сложных процессов в судостроении.
Для начала строительства этого типа судов на ССК Звезда введено уникальное для российских судоверфей оборудование, а сама судоверфь получила необходимые технологические компетенции.
В июле 2020 г. ССК Звезда получила международную лицензию и стала единственной российской верфью, которая может строить СПГ-газовозы с мембранной системой хранения Mark 3.
Также верфь подписала лицензионное соглашение об оказании техпомощи и лицензирования с французской инжиниринговой компанией Gaztransport & Technigaz, которая специализируется на разработке и лицензировании строительства криогенных мембранных систем для транспортировки и хранения сжиженного газа.
Танкеры-газовозы СПГ ледового класса Arc 7 предназначены для перевозки СПГ и способны работать в суровых климатических условиях.
Основные характеристики:
- длина 300 м, ширина 48,8 м,
- высота борта от киля 26,0 м,
- дедвейт 98,5 тыс. т,
- вместимость грузовых СПГ-танков 172,6 тыс м3,
- мощность силовой установки 45 МВт,
- основное топливо - СПГ,
- эксплуатационная скорость 19,5 узлов,
- возможность самостоятельного преодоления льдов толщиной до 2,1 м.
Суда будут оборудованы 3 винто-рулевыми колонками (ВРК), производство которых локализовано на заводе Сапфир, СП Роснефти и компании GE.
Ранее оборудование подобного класса в России также не выпускалось.
Для проектирования и локализации производства ВРК для судов ледового класса Роснефть и GE создали 2 СП: прикладной инженерный и учебный центр Сапфир в г. Санкт-Петербург и завод по производству ВРК Сапфир в г. Большой Камень.
Главной задачей предприятия является локализация производства ВРК и систем электродвижения судов на территории ССК Звезда в Приморском крае.
Предприятие будет выпускать винто-рулевые колонки высокого ледового класса мощностью от 7,5 МВт до 20 МВт.
Проектные мощности завода позволят удовлетворить потребность в данном оборудовании для судов различного класса, в т.ч. газовозов высокого ледового класса.
Танкеры-газовозы будут строиться в интересах НОВАТЭКа для 2го СПГ-проекта компании Арктик СПГ-2 на п-ве Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО).
Проект предусматривает строительство 3 технологических линий общей мощностью 19,8 млн т/год на основаниях гравитационного типа (ОГТ).
Запуск 1й линии запланирован на 2023 г., 2й линии - на 2024 г., 3й - на 2026 г., с этими сроками будет синхронизировано строительство танкеров-газовозов для проекта.
Так, поставка пилотного судна запланирована на 1й квартал 2023 г.
Проект Арктик СПГ-2, как и первый проект НОВАТЭКа Ямал СПГ, будут обслуживать 15 танкеров-газовозов, которые будут строится на ССК Звезда.
Все газовозы проекта будут зарегистрированы под государственным флагом РФ и полностью укомплектованы российскими экипажами.
Ранее возникали опасения по поводу сроков завершения строительства судов, в связи с чем НОВАТЭК получил от правительства РФ разрешение на размещение заказа на 10 танкеров-газовозов за рубежом.
Всего для проектов НОВАТЭКа до 2030 г. на ССК Звезда будет построено 35-37 танкеров, включая 15-17 судов для Арктик СПГ-1, следующего СПГ-проекта компании, и 5 судов для Обского СПГ.
Финансирование на строительство 15 танкеров-газовозов проекта Арктик СПГ-2 предоставит ВЭБ.РФ.
ССК Звезда и компании группы ВЭБ.РФ заключили контракты на строительство 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc7, которые будут эксплуатироваться в рамках долгосрочных тайм-чартерных договоров Совкомфлота (пилотное судно) и СМАРТ СПГ, СП Совкомфлота и НОВАТЭК (остальные 14 судов серии) с Арктик СПГ-2.
В конце 2019 - начале 2020 гг. ССК Звезда и компании группы ВЭБ.РФ заключили контракты на строительство 5 арктических судов-газовозов, предназначенных для транспортировки СПГ, а в сентябре 2020 г. было законтрактовано еще 10 судов.
Автор: Е. Алифирова