Об этом сообщила пресс-служба Росатома.
От достроечной набережной Балтийского завода в г. Санкт-Петербург ледокол вышел 22 сентября 2020 г. в направлении порта приписки Мурманск.
За 21 сутки ледокол преодолел расстояние в 4800 морских миль.
3 октября в 18:00 мск в ходе проверки систем и оборудования в ледовых условиях судно достигло географической точки Северного полюса.
Во время перехода судно вышло к географической точке Северного полюса, чтобы собрать максимальный объем информации о работе атомного ледокола в ледовых условиях.
Полученные результаты подтверждают проектные характеристики судна.
На 50% мощности атомный ледокол преодолел все ледовые поля, встретившиеся в приполюсном районе.
Такого результата удалось достигнуть благодаря уникальным обводам корпуса судна.
В ледовых полях различной толщины сдаточный экипаж ледокола Арктика протестировал работу винто-рулевого комплекса и системы электродвижения судна.
12 октября 2020 г. судно ошвартовалось у причалов базы Росатомфлота в порту Мурманск.
Торжественная передача атомного ледокола Арктика Росатомфлоту и поднятие флага Российской Федерации на борту судна намечена на 21 октября 2020 г.
Ледоколы проекта 22220 будут работать в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также в устье р. Енисей и Обской губе, обеспечивая проводку по Северному морскому пути (СМП) судов с углеводородным сырьем с месторождений п-вов Ямал, Гыдан и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Работать как в арктических водах, так и в устьях полярных рек, в т.ч. на мелководных участках р. Енисей и Обской губы позволяет двухосадочная конструкция судна.
Ледоколы проекта 22220 оснащаются 2-реакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200.
Характеристики атомных ледоколов проекта 22220:
- длина - 173,3 м (160 м по конструктивной ватерлинии, КВЛ),
- ширина - 34 м (33 м по КВЛ),
- высота борта на миделе до ВП - 15,2 м,
- осадка - 10,5 м/8,65 м,
- водоизмещение - 33,54 тыс т,
- мощность - 60 МВт (на валах),
- максимальная ледопроходимость - 2,9 м,
- скорость хода - 22 узла (по чистой воде),
- расчетный срок службы - 40 лет,
- экипаж - 53 человека.
Головной ледокол проекта 22220 Арктика был заложен на стапеле Балтийского завода в ноябре 2013 г.
На воду для достройки судно было спущено 16 июня 2016 г.
1й этап ходовых испытаний был успешно завершен в декабре 2019 г., а в сентябре 2020 г. - заключительный этап ходовых испытаний.
В феврале 2020 г. во время пуско-наладочных работ на ледоколе произошел отказ обмотки носового статора правого гребного электродвигателя, в результате чего мощность ледокола снижена на 8 МВт, до 52 МВт.
По решению межведомственной комиссии, механизм будет заменен, но в течение 1 года Арктика проработает на сниженной мощности, поскольку интенсивность судоходства в акватории СМП растет, а на изготовление нового электродвигателя потребуется до 15 месяцев.
В настоящее время на Балтийском заводе идет строительство 2 серийных атомных ледоколов Сибирь и Урал проекта 22220.
В августе 2019 г. Росатом и Балтийский завод подписали контракт на строительство еще 2 серийных ледоколов проекта.
26 мая 2020 г. Балтийский завод заложил 4й атомный серийный ледокол проекта 22220 Якутия.
Автор: Е. Алифирова