Интрига
- Smit Kamara принадлежит Boskalis, суда - земснаряды Seahorse и Rockpiper которой уже зафрахтованы для вспомогательных операций по строительству МГП Северный поток-2;
- Smit Kamara оборудован динамической системой позиционирования (ДП).
Власти РФ проблему решили ловко, разместив на малых ракетных кораблях (МРК) новейшие ракеты Калибр, обратив недостатки в достоинства.
Юркие МРК стали грозной силой, конкурируя с громадными кораблями.
Похоже, можно сделать аналогию и с достройкой МГП Северный поток-2.
Если нет судна-трубоукладчика с динамическим позиционированием, то к трубоукладочной барже с якорным позиционированием нужно добавить судно с ДП.
Именно такой вариант, вероятно, решили реализовать власти РФ.
Власти Дании будут вынуждены согласовать строительство МГП Северный поток-2 тандемом судов Фортуна & Smit Kamara, потому что в тандеме будет присутствовать ДП.
Кстати, Smit Kamara можно было просто купить на время. Это гораздо дешевле, чем судно -трубоукладчик с ДП.
Почему власти Дании так хотят динамическое позиционирование для судов - трубоукладчиков?
Вовсе не из-за мальков трески, хотя и нерест трески - важное вопрос.
Дело в иприте - отравляющем химоружии фашистской Германии, которое советские военморы затопили неподалеку от о. Борнхольм.
Не факт, что бочки с отравляющими веществами находятся именно на трассе МГП Северный поток-2.
Но только представьте, что будет с прогнившей бочкой с ипритом, если в нее случайно вонзится якорь с ТУБ Фортуна?
Экологическая катастрофа гарантирована!
Было маловероятно, что для достройки МГП Северный поток-2 будет использовано краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС) Академик Черский, принадлежащего Газпрому.
Ныне Газпром завершил тендер на поставку оборудования для установки на КМТУС оборудования, необходимого для работы на проекте Сахалин-3, также находящемся под санкциями США.
На совещании у Ю. Борисова, который теперь курирует достройку МГП, после финального обсуждения подтверждено решение использовать ТУБ Фортуна.
Пока Smit Kamara пришвартован рядом с исследовательским судном Oceanic, которое вело мониторинг подводной укладки 2й нитки МГП Северный поток-2, сопровождая Solitaire.
Когда Allseas в связи с санкциями США отозвала свои суда-трубоукладчики, а остальной флот вспомогательных судов распустила, Oceanic вернулся в порт Мукран и с тех пор находится у причала.
Якорезаводчик Kamara обеспечивает постановку, подъем и др. операции с якорями полупогружных буровых платформ или трубоукладочных судов.
Также такие суда могут использоваться для буксировки судов.
Судно Kamara построено в 2005 г.
Судовладельцем ранее была компания Boskalis, судно ходит под флагом Мальты.
Валовая вместимость судна составляет 2,666 тыс. т, дедвейт 1,93 тыс. т.
Прибытие якорезаводчика Kamara в порт Мукран может означать завершение мобилизации трубоукладочной баржи (ТУБ) Фортуна, которая в настоящее время также находится в порту Мукран, и завершение подготовки логистического комплекса.
У баржи надежная 12-якорная система позиционирования, но нет ДП, а власти Дании допускают к работам в водах королевства только суда с ДП.
ТУБ Фортуна может достроить небольшой (порядка 9 км) участок МГП Северный поток-2 в немецких прибрежных водах.
А якорезаводчик Kamara, возможно, будет использовать в датских водах.
Известно, что власти РФ и Дании ведут напряженные переговоры о достройке МГП Северный Поток-2.
Перспектива
Активность вокруг проекта по строительству магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 нарастает:
- 16 января 2020 г. в район к юго-востоку от датского о. Борнхольм, где трубоукладчик Solitaire швейцарской Allseas прекратил трубоукладку 2й нитку МГП Северный поток-2, прибыло многофункциональное судно Stril Explorer.
- по данным сервиса позиционирования судов MarineTraffic, Stril Explorer, который часто привлекают для наружной инспекции морских трубопроводов, за прошедшие 5 дней несколько раз проследовал вдоль трассы недостроенного участка МГП Северный поток-2 в исключительной экономической зоне Дании (ИЭЗ).
- наконец, 21 января 2020 г. в порт Мукран на о. Рюген в Германии, где расположен логистический терминал МГП Северный поток-2, прибыло специализированное судно-якорезаводчик Kamara.
В декабре 2019 г. BSH согласовало прокладку труб для завершения строительства МГП Северный поток-2 в водах Германии на отрезке в 16,5 км в зимние месяцы 2020 г.
Прежнее разрешение действовало до конца 2019 г., но из-за затягивания с выдачей разрешения на строительство со стороны Дании, Nord Stream 2 не успела достроить небольшой участок в водах Германии, поскольку он связан с работами на датском участке.
Использование ТУБ Фортуна в датских водах будет возможно в случае одобрения Датским агентством по охране окружающей среды (Danish Environmental Protection Agency, DEPA) дополнений в заявку на разрешение строительства МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании, поданной Nord Stream 2.
Дополнения к заявке предусматривают разрешение на укладку в ИЭЗ Дании судам-трубоукладчикам с якорным позиционированием, каковыми являются ТУБ Фортуна и еще одна ТУБ МРТС - Дефендер.
Дания более 2 лет затягивала выдачу разрешения на строительство МГП Северный поток-2 и может затянуть рассмотрение дополнений в разрешение.
Однако, основная задача - затормозить проект в угоду властям США датчане уже выполнили.
Известно, что датчане сейчас настроены более лояльно.
Дополнения могут быть согласованы в течение 1 месяца.
В этой дискуссии с Данией у России появился козырь в связи с активизацией проекта МГП Baltic Pipe.
Дания этот проект всячески поддерживает, но МГП Baltic Pipe будет пересекать трассу не только строящегося МГП Северный поток-2, но и действующего МГП Северный поток.
Со слов гендиректора Gaz-System Т. Стемпеня (Tomasz Stępień) 16 января 2020 г. стало известно, что Газпром не стал чинить препятствия Baltic Pipe, и Соглашения с операторами Nord Stream и Nord Stream-2 были подписаны в декабре 2019 г.
Но власти РФ, вероятно, ждут лояльности и от датчан.
Текущее по МГП Северный поток-2
Проект был остановлен 22 декабря 2019 г., санкциями США.
Построено 93% от своей проектной трассы.
Уложено более 2300 км из около 2460 км трассы(по обеим ниткам).
Остается достроить 160 км газопровода.
Активизации работ в Балтийском море следует ожидать не ранее марта-апреля 2020 г. - для ТУБ Фортуна Балтийское море в его центральной части в нынешний период слишком неспокойное.
На совещании у Ю. Борисова по-военному четко назначена боевая готовность к достройке МГП - 27 января 2020 г.
Это означает, что с этого момента все будет зависеть только от погоды.
В. Путин заявил о том, что газопровод точно заработает до конца 2020 г. или в 1м квартале 2021 г.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина