Стокгольм, 12 сен - ИА Neftegaz.RU. Стало известно, как шведские компании оценивают безопасность Северного морского пути (Севморпуть) и его влияние на экологию.
Об этом рассказал вице-президент Шведской ассоциации судовладельцев А. Херманссон.
Он отметил, что Швеция хорошо осведомлена о возможных проблемах с судами в арктическом регионе, и потому может сказать, что сопровождающие ледоколы и все остальное на Севморпути работает хорошо, поэтому можно говорить о безопасности СМП.
А. Херманссон также сказал, что Арктика остается сложным регионом несмотря на таяние льдов, т.к. все еще остаются такие факторы как ограниченное количество световых дней, большие расстояния, которые необходимо учитывать.
Использование СМП будет представлять значительную опасность для уникальных природных экосистем Арктики - этой деликатной части света, главным образом из-за многочисленных угроз, связанных с авариями, загрязнением нефтью или столкновениями с морской фауной, - сообщили французские моряки в г. Биаррице перед G7.
Ни одно из 500 судов CGA CGM не будет использовать СМП, несмотря на «главное конкурентное преимущество», которое этот маршрут представляет для судоходных компаний.
Французы говорят, что сделали этот выбор, чтобы удовлетворить потребности наших сотрудников и наших клиентов, которые все больше заботятся об окружающей среде.
Но, прежде всего, это связано с некой заботой о своих детях, которые должны жить в более чистой планете.
Этот выбор, по их мнению, очень смелый выбор, выходящий далеко за рамки чисто деловых решений.
Ради справедливой и более экологичной торговли, французы пригласили всю мировую судоходную отрасль промышленности - конкурентов, партнеров и клиентов - присоединиться к ним.
Решение - довольно странное:
- очень уж категоричное;
- зачем его было анонсировать перед G7?
- и зачем приглашать всю отрасль к бойкоту СМП?
И мнение французских моряков нужно уважать.
Пока они концентрируются на использовании СПГ.
У CMA CGM 9 сверхбольших контейнеровозов будут работать с 2020 г, а к 2022 г. в ее флоте будет 20 судов, работающих на СПГ.
В период 2005 - 2015 гг. компания сократила на 50% выбросы CO2 в пересчете на 1 морской контейнер, и намерена дополнительно сократить эти выбросы еще на 30 % к 2025 г.
В 2018 г. конкурент французов Maersk, крупнейшая судоходная компания в мире, проверила использование СМП с новым сборным контейнеровозом ледового класса.
Maersk тогда заявила о маршруте, как 1 - разовом пассаже (говоря языком французов), в основном для сбора данных, исследований и обучения.
Тогда Maersk заявила, что не рассматривает СМП в качестве альтернативы своим обычным маршрутам, но следит за развитием СМП, поскольку все больше и больше судов начинают использовать этот маршрут.
Норвегия намерена проверить соответствие СМП экологическим стандартам, о чем рассказал министр иностранных дел Норвегии И. М. Э. Серейде.
Однако и тут есть множество факторов, которые необходимо учитывать.
Решение об экономической целесообразности использования маршрута каждая судоходная компания будет принимать самостоятельно в зависимости от текущих цен и развития инфраструктуры.
Сейчас спрос на использование СМП не очень высок.
Однако со временем это может измениться, если события в мире будут развиваться таким образом, что цена на использование маршрута снизится.
Отметим однако, что даже при невысоком спросе на СМП, интерес к нему проявляют компании из Японии, Дании, Норвегии.
Логика западных стран, вероятно, правильная в части обеспечения логистических потоков и их удобства.
Это как сервис самолетов.
Мало создать самолет, нужно обеспечить мировую инфраструктуру, ремонт, сервис и тд.
Так и с СМП: нужна регулярность транспортных потоков, удобная инфраструктура и сервис на трассе.
Этого пока нет.
Власти РФ активно развивают СМП, вместе с нефтегазом, считая это основными путями развития Арктики.
Согласно прогноза Минтранса РФ, анонсированного 25 июля 2019 г, ожидается резкий рост грузооборота СМП в 2024 г., но не за счет транзитных потоков, а за счет реализации новых проектов по добыче углеводородов и угля в Арктике.
В майском указе 2018 г. В. Путина заложен целевой показатель грузооборота по СМП в 80 млн т к 2024 г.
Росатомом получил в конце 2018 г. статус единого инфраструктурного оператора СМП.
Автор: А. Шевченко, О.Бахтина