Об этом пресс-служба Минприроды РФ сообщила 11 сентября 2019 г. по итогам выступления директора Департамента госполитики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Минприроды РФ С. Хрущева на заседании Общественного совета при министерстве.
Тезисы от С. Хрущева по исследованию Арктики:
- обеспечение национальных интересов России в таких непростых регионах как Арктика невозможно без обеспечения преимущества России в научной сфере,
- с 1937 г. Россия, как преемница СССР, является мировым лидером в изучении высокоширотной Арктики, в т.ч. с использованием дрейфующих научных станций.,
- в целях продолжения этих традиций Минприроды РФ проработало вопрос организации дрейфующей станции нового типа с использованием вмороженного в лед ледокола Капитан Драницын,
- выход Капитана Драницына в плавание предварительно намечен на сентябрь 2020 г.,
- программа экспедиции включает более 40 комплексных исследований по 8 секциям,
- в экспедиции примут участие 20 исследовательских институтов: РАН, Росатом, Минздрав, Росгидромет, Курчатовский институт и 5 вузов - всего более 400 ученых,
- программа экспедиции направлена в правительство РФ,
- одновременно ведется строительство ледостойкой самоходной платформы Северный полюс, ввод которой в эксплуатацию планируется в 2021 г.
- начало 1го полноценного дрейфа запланировано на конец 2021 г.,
- исследовательские традиции морских, воздушных экспедиций в российской Арктике продолжает научная экспедиция Росгидромета «Трансарктика-2019», которая проводится в 4 этапа на 4 судах,
- экспедиция стартовала в марте 20 марта 2019 г. и завершается в сентябре.
Введен в эксплуатацию 2 декабря 1980 г.
Владелец: Российская Федерация. Оператор: Мурманский филиал ФГУП Росморпорт.
Основные характеристики:
Длина 129 м, ширина 26,54 м, высота борта 12,3 м, осадка 8,5 м.
Водоизмещение - 12919 т, дедвейт - 4515 тонн.
Скорость - 19 узлов.
Мощность 24000 лошадиных сил.
Экипаж - 60 человек.
Класс: KM(*) LL3[2] AUT2.
На борту ледокола есть 60 кают для перевозки до 128 научных сотрудников, в тч 6 кают - класса «люкс», а 8 - 3 - местные, остальные 2-местные.
Есть ресторан, бар, спортзал, сауна, бассейн с подогретой морской водой, библиотека, лифт и медсанчасть.
Наличие богатой пассажирской инфраструктуры объясняется просто - ранее ледокол регулярно возил туристов в Арктику.
С 2013 г. ледокол постепенно стал ориентироваться на научную и хозяйственную деятельность в Арктике.
В 2015 г активно работал в Арктике:
- участвовал в первой в 2015 г поставке грузов для строительства на островах Арктической зоны РФ;
- доставлял грузы для постоянного присутствия Северного флота РФ в Арктике.
В сентябре 2016 г. по заказу Роснефти участвовал в уникальном эксперименте по транспортировке айсберга в Карском море.
Продолжается научная работа и в Антарктике.
Российская антарктическая экспедиция (РАЭ) ведет регулярную научную деятельность на российских и международных научных станциях в Антарктиде.
В настоящее время создается новый комплекс станции Восток, который планируется вести в эксплуатацию в 2023 г.
В планах Минприроды РФ - продолжить перевооружение научно-экспедиционной базы и научные исследования в Антарктиде, в т.ч. подледникового озера Восток.
С. Хрущев также поставил задачи, которые Минприроды предстоит решить для обеспечения интересов России в Арктики:
- интересы России затрагивают, в т.ч., вопросы освоения минерально-сырьевой базы, обеспечения роста грузопотока по Северному морскому пути (СМП), сохранения уникального биоразнообразия, развития научных исследований, уточнения границ внешнего континентального шельфа РФ, обеспечения точного и своевременного прогнозирования опасных погодных явлений?
- в целях обеспечения экологической безопасности, повышения эффективности работы предприятий погодозависимых отраслей - сельское хозяйство, ЖКХ, транспорт, энергетика - необходимо провести масштабный анализ состояния метеорологической отрасли в РФ,
- в настоящее время готовятся предложения по расширению и модернизации государственной наблюдательной сети, развитию нормативно-правового регулирования метеорологической отрасли,
- совместно с заинтересованными инвесторами ведется работа по привлечению внебюджетного финансирования с помощью механизмов государственно-частного партнерства для реализации проектов с использованием лучшей зарубежной практики,
- особое внимание необходимо уделить вопросам гидрометеорологического обеспечения безопасного судоходства по СМП,
- большое внимание уделяется охране окружающей среды Арктики в рамках нацпроекта Экология.
- в Арктике реализуются 8 федеральных проектов: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с ТКО», «Чистая вода», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биоразнообразия», «Сохранение лесов», «Чистый воздух», «Внедрение наилучших доступных технологий»,
- в госреестр объектов накопленного вреда окружающей среде включено 16 объектов, на которых будет проведена генеральная уборка.
Автор: А. Игнатьева