Роснефть хочет обязать другие нефтегазовые компании России строить суда только на судоверфи Звезда и других подразделениях Дальневосточного центра судостроения (ДЦСС).
Об этом стало известно 4 августа 2015 г из сообщения Коммерсанта.
Это странно, потому что есть неплохие судостроительные мощности в Крыму, в тч специализирующийся на алюминиевом судостроении завод «Море» в г Феодосии и ССЗ «Залив», имеющий уникальный сухой док, подобного которому нет в России
Есть верфи в Поволжье, не говоря о верфях в гг Калининграде и Санкт-Петербурге.
Однако на Дальнем Востоке и в период СССР был кластер судостроения, который включал Хабаровский судостроительный завод (ССЗ), Амурский ССЗ, Дальневосточный завод «Звезда» и КБ «Вымпел», «Рикошет».
Основным активом ДЦСС ныне является Звезда.
И.Сечин предложил В.Путину порешать этот вопрос, в тч
- законодательно стимулировать загрузки Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) заказами.
- размещать на Звезде заказ на суда, привлекаемые в долгосрочную аренду.
- ввести налог на имущество за использование судов иностранного производства.
- обязать компании, размещающие заказы на строительство судов на зарубежных верфях, с 2019 г размещать заказ также и на российских верфях, коими может быть Звезда.
- изменить в шельфовые лицензии в части включение в условия локализации морской техники с уровнем до 70%.
В. Путин давно в теме.
Еще 4 июня 2014 г в г Астрахани на заседании Президентской комиссии по ТЭК он указал на то, что «ДЦСС должен стать генеральным заказчиком всей морской техники для проектов на континентальном с задачей постепенно довести долю локализации в строительстве судов до 70 %.
Поэтому он ожидаемо поручил правительству РФ предложить меры поддержки отечественного судостроения на базе предложений Роснефти.
В госкомпаниях это должно быть проведено через указания советам директоров, для частных компаний механизм не приводится.
Помимо Роснефти работать на шельфе РФ может только Газпром, но обсуждается допуск и других компаний, в частности ЛУКОЙЛа.
После заседания Президентской комиссии по ТЭК в г Астрахани, о желании войти в судостроительный проект поведали Газпром и НОВАТЭК.
Письмо Роснефти выглядит очевидным очередным шагом после того, как консорциум Роснефти и Газпромбанка 2 июля 2015 г завершил процедуру вхождения в ДЦСС.
Теперь нужно активизировать работу по реализации проекта Звезда.
Это письмо, вероятно, в 1ю очередь касается Совкомфлота, который , к примеру, 25 июля 2015 г начал строительство очередного арктического нефтеналивного челночного танкера 42K Arctic Shuttle Tanker на корейской верфи Samsung Heavy Industries.
Эта верфь даже с заказами СКФ работает с убытком.
Что будет, если СКФ существенно снизит количество заказов?
Хотя еще в сентября 2014 г было известно, что Звезда может пересмотреть номенклатуру продукции и отказаться от выпуска танкеров -газовозов, так как Роснефти больше нужны суда снабжения, ледоколы и элементы буровых платформ.
Напомним, что ДЦСС Звезда входит в список проектов, на которые Минэкономразвития официально дало добро.
3 апреля 2015 г А.Дворкович заявил, что правительство может выделить Роснефти средства ФНБ для реализации Звезды.
Отметим, что Роснефть намерена получить на проект по строительству на 50 млрд рублей больше, чем предполагалось ранее - 89 млрд рублей.
Верфь Звезда была заложена в 2009 г для строительства техники под Штокмановское нефтегазоконденсатное месторождение(НГКМ), но проект был заморожен, в тч из-за открытия на Дальнем Востоке Южно-Киринского ГКМ.
В 2009 г Газпром было оптимистично запланировал на ДЦСС построить массу танкеров - газовозов для Штокмана, но интерес потихоньку угас.
В 2010 г уже подключилась Роснефть, заявив о планах загрузки ДЦСС.
В 2014 г было осеннее обострение по поводу судостроительного кластера в Приморье.
В августе 2014 г на Звезде Д.Рогозин провел с руководством ДЦСС, представителями Роснефти, ОСК, Звезды и Дальзавода, Амурского и Хабаровского ССЗ, Тихоокеанского флота РФ и краевыми властями обсуждение указа В.Путина «О развитии судостроения на Дальнем Востоке».
18 сентября 2014 г уже И.Сечин провел в г Владивостоке совещание по реализации проекта создания судостроительного кластера в Приморье.