В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы с вами проводим очередное заседание нашей Комиссии по ТЭК, рассмотрим вопросы, связанные с увеличением потенциала отечественного топливно-энергетического комплекса с учетом развития ситуации и в нашей экономике, и в мировой экономике.
Все последние годы наши компании обеспечивали рост добычи углеводородов, разработку новых месторождений; совершенствуется нефте- и газотранспортная инфраструктура.
С учетом кризисных явлений на мировых рынках и сопутствующей волатильности наша задача - формировать условия гарантированного роста экономики страны, в том числе с учетом потенциала ТЭК, и прежде всего, конечно, необходимо обратить внимание на регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также обеспечить выход наших компаний на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Потенциал проектов нашего ТЭК является ключевым условием реализации этой задачи.
В силу наличия платежеспособного спроса именно топливно-энергетический комплекс должен стать основой для обеспечения мультипликативного эффекта за счет своего так называемого якорного заказа оборудования, услуг, технологий, локализации производства. Импортозамещение - это не панацея от всех проблем, но все-таки мы с вами понимаем, что это может позволить и должно нам позволить обеспечить надежность реализации многих проектов.
Разумеется, мы не намерены и не будем отказываться от импортных поставок, от работы с нашими надежными партнерами, от сотрудничества по всему миру. Важно, чтобы на корпоративном уровне исполнение контрактов было гарантировано в долгосрочном периоде.
Безусловно, наращивание долей локализации и участие российских компаний в производстве оборудования и оказании услуг заслуживают поддержки и будут поддержаны. Надо активнее создавать условия для производства лучших образцов техники и оборудования мирового уровня на нашей территории, на территории России, в том числе за счет налогового стимулирования и других мер поддержки.
Словом, обращаюсь к Правительству с просьбой подготовить план конкретных мероприятий по локализации производства на базе инвестпрограмм компаний ТЭК. Надо расширять ресурсную базу нефте- и газодобычи в Сибири, на Дальнем Востоке. От освоения новых месторождений во многом будет зависеть и насыщение нашего внутреннего рынка, и увеличение объемов экспорта в страны АТЭР с растущим спросом.
Мы давно проводим работу по диверсификации маршрутов поставок энергоресурсов и добились здесь заметных результатов.
Яркое свидетельство тому - договоренности, достигнутые в ходе недавних российско-китайских переговоров. Таким образом, наша приоритетная задача - обеспечить соответствующей инфраструктурой стратегический выход ТЭК в восточном направлении, обеспечивающим экспорт страны в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Можно, конечно, и нужно подумать над этим, нужно подумать…
Думаю, что Газпром как раз возражать против этого не будет. Но Правительство и Минфин должны будут подумать над возможностью докапитализации Газпрома на объем стоимости строительства новой инфраструктуры. Здесь есть разные возможности, в том числе привлечение ресурсов и в том числе ресурсов наших партнеров по данным проектам. Мы договорились и о получении предоплаты, аванса.
Но можно пойти и по пути докапитализации, тем более что в современном мире это бесконечное наращивание золотовалютных резервов тоже несет в себе определенные риски. Об этом можно подумать, имея в виду, что контракты, о которых мы говорим, и, во всяком случае, контракт является долгосрочным и уже точно абсолютно окупаемым. Это уже никуда не денется. Подобная практика позволила бы нам закрепиться в качестве надежных, перспективных поставщиков энергоресурсов на самых емких и быстрорастущих рынках мира.
2м пунктом повестки дня является обсуждение принципов ценообразования на внутреннем рынке газа. Вопрос важный. Мы неоднократно к нему обращались, многократно говорили. Во всяком случае, представители других отраслей экономики говорили о том, что в некоторых странах уже вопрос ценообразования на первичный энергоресурс там ставит экономику этих стран в гораздо более выгодное положение, чем реальный сектор экономики у нас. И на это, конечно, мы должны обращать внимание, не проходить мимо. Вопрос крайне важный, и не случайно проработать его мы договорились еще на первом заседании нашей Комиссии.
Со своей стороны хотел бы отметить, газовая отрасль, безусловно, является одной из системообразующих: газ - источник сырья для очень многих отраслей. И цена газа влияет и на условия работы экономики в целом, и на конечную стоимость почти всех товаров и услуг, тем самым является значимым фактором социально-экономического развития страны.
Россия входит в число лидеров по производству газа. В последние годы наш рынок газа динамично развивается, расширяется газотранспортная система, вводятся новые мощности по переработке, в том числе и попутного нефтяного газа. Огромные запасы газа - наше очевидное достояние и конкурентное преимущество. Принципиально важно, чтобы ценообразование на газ было прозрачным, экономически обоснованным, исключающим ненужных посредников, а объемы гарантированно доступными для всех потребителей, включая физических потребителей, граждан.
Одновременно цена на газ должна стимулировать в необходимом объеме модернизацию и развитие самой газовой отрасли, добывающих производств и газотранспортной системы. В добыче конкурентные условия уже практически созданы, активно работают независимые производители. И, конечно, нужно добиваться снижения затрат при транспортировке и хранении газа.
Конечно, в условиях монополии на транспорт газа здесь нужно посмотреть на то, как это все функционирует. И нужно согласиться, наверное, с тем, что это, мягко говоря, все-таки не обычный бизнес, если это бизнес, то это все-таки не классический бизнес, и на это тоже нужно внимательно посмотреть.
Формирование конечной цены для потребителей, доля их довольно существенна. Наши внутренние потребители, конечно, не должны субсидировать транспортировку газа на экспорт. Нужно на это тоже внимательно посмотреть, подумать. Нужно вести дело к тому, чтобы на внутреннем рынке действовал единый газотранспортный тариф для всех пользователей единой системы газоснабжения, включая и саму группу собственника, то есть сам Газпром. Если мы исходим из того, что у нас должна быть рыночная среда, то главный производитель не должен злоупотреблять своим монопольным положением на рынке транспорта, не должен злоупотреблять тем, что он является одновременно и собственником газопроводной системы.
Не менее важно обеспечить гарантированный доступ к магистральным газопроводам по долгосрочным контрактам всех производителей. Мы уже много-много раз на этот счет говорили: Газпром требует от своих иностранных партнеров именно такой работы, но внутри страны далеко не всегда выстраивает работу на этих принципах со своими партнерами, внутри России.
Предстоит продолжить работу по развитию биржевой торговли газом. При этом купленный на бирже фьючерс на газ должен быть гарантированно обеспечен транспортом до потребителя в приоритетном порядке. В этой связи необходимо разработать концепцию развития внутреннего рынка газа, которая отражала бы все аспекты и факторы, влияющие на ценообразование как в текущей, так и в долгосрочной перспективах, в том числе учитывала процессы углубленной интеграции, договоренности с нашими партнерами по Евразийскому экономическому союзу.
Уверен, грамотная и долгосрочная газовая политика позволит нам создать новые стимулы для расширения использования газа на внутреннем рынке, продолжения газификации регионов, которая кардинально меняет качество жизни граждан России.
Следует внимательно следить за тем, что происходит в области технологической безопасности. Нужно уделять этому необходимое внимание и, безусловно, обеспечить технологическую безопасность газотранспортной инфраструктуры. Новый документ должен учитывать и сегодняшние реалии, прежде всего связанные с развитием газотранспортной системы Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Уже отмечал, что в связи с заключением долгосрочного газового контракта с Китайской Народной Республикой она будет, эта газотранспортная система, безусловно, расширяться. Разумеется, это потребует серьезных вложений. Но результат, как мы с вами понимаем, того стоит. Новые мощности не только заметно будут укреплять наши позиции на рынках стран АТР. Крайне важно, что они должны нам помочь газифицировать регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока, должны придать мощный импульс развитию этих территорий.
С решением этой задачи во многом связан и 3й вопрос нашей повестки, а именно, о реализации первых крупных инвестпроектов в Восточной Сибири и Дальневосточном федеральном округе. Мы рассмотрим сегодня пилотные проекты компании Роснефть в этом регионе. Роснефть давно работает на востоке нашей страны. Объем инвестиций компании в энергетические проекты в 2013 г составил около 160 млрд рублей. До 2020 г объем инвестиций по проектам компании составит кругленькую сумму в 1,5 трлн рублей.
В августе 2013 г на совещании по социально-экономическому развитию Приморья мы обсуждали проект создания Восточной нефтехимической компании, цель которого - производство нефтепродуктов и нефтехимии для Дальнего Востока и АТР. Организация такого масштабного производства позволит создать новые рабочие места, благоприятно скажется на всей социально-экономической сфере региона.
Другой важный проект - судостроительный кластер на базе завода Звезда, сейчас он реализуется с участием консорциума компаний, включая ОСК. Масштаб наших шельфовых проектов будет год от года расти, и очевидно, что это потребует большого количества морских судов, специальной техники. Для российского судостроения это хорошая возможность получить серийные заказы и обогатить опыт работы в высокотехнологичном сегменте. Такую возможность, безусловно, мы упустить не должны. Нужно, чтобы Дальневосточный центр судостроения стал генеральным заказчиком всей морской техники для шельфовых проектов с задачей постепенно довести долю локализации в строительстве судов до 70 %.
Я обращаю внимание, что Дальневосточный центр судостроения - это компания, в которой участвуют, как я уже только что сказал, и ОСК, и ряд других наших крупных компаний, в том числе финансовых. Нужно все сделать для того, чтобы он активно развивался. На Дальнем Востоке мы всегда имели хорошую компетенцию в области судостроения, нужно, чтобы это стало головной компанией, и только тогда мы можем развивать и Дальневосточный центр судостроения, и ОСК в целом.
Я считаю, что эти и другие реализуемые Роснефтью проекты на Дальнем Востоке должны быть включены в соответствующие федеральные целевые программы. Это же касается и дальневосточных проектов других российских компаний, имею в виду РусГидро, Газпром, Транснефть, НОВАТЭК и так далее, которые мы рассмотрим на последующих заседаниях нашей Комиссии.
Сегодня мы также проведем несколько сеансов видеоконференции, пообщаемся с нашими коллегами на Ванкорском месторождении Роснефти, свяжемся с Хабаровским НПЗ, Пуровским заводом по переработке конденсата компании НОВАТЭК, а также с предприятием Тобольск-Нефтехим компании СИБУР.