Об этом сообщило информационное агентство Энергия+.
Поиск нефти начинается с сейсморазведки - поиска углеводородов под толщей породы.
На шельфе они залегают в нефтегазоносных пластах, толщина которых часто не превышает пары десятков м, и перед бурением скважины важно знать их точное расположение в участках недр.
В отличие от аналогов, которые используют для подводной сейсморазведки и поиска нефтегазовых месторождений, у новой станции назначения можно менять.
Заменив модуль, можно приспособить станцию под любые цели и любые условия.
Характеристика станции:
- установка размером с внедорожник, оснащенную приборным отсеком, датчиками для мониторинга окружающей среды:
- например, наличия примесей в морской воде и скорости течения;
- есть специальные разъемы для подключения автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА);
- эти устройства, внешне напоминающие кальмаров, тоже оснащены собственной системой датчиков, а также рукой-манипулятором.
- можно отбирать пробы донного грунта, подключать и переподключать оборудование, взаимодействовать с клапанами и задвижками.
Данные, полученные аппаратами, можно передать по спутнику через коммуникационный буй.
Подводный аппарат типа подводный глайдер с установленной отечественной океанологической и экологической сенсорикой уже прошел испытания в Баренцевом и Белом морях и подтвердил свою работоспособность и эффективность для проведения экологического мониторинга, научно-исследовательских и аварийно-спасательных работ.
В настоящее время такая станция существует только в опытном варианте.
Разработчики считают, что подобные станции подойдут для работы в арктических морях, где находится до 70% российских запасов углеводородов.
Газпром нефть в арсенале имеет 2 вида донных станций:
- донные станции КРАБ:
- совместный проект Газпром нефти, Минпромторга, Морской арктической геологоразведочной экспедиции (МАГЭ) и Морского технического центра;
- представляет собой мобильный аппаратно-программный комплекс морской сейсморазведки и мониторинга в транзитных зонах и на шельфе;
- построен на основе 4-компонентных автономных донных станций, обслуживание которых осуществляется в контейнерах-лабораториях комплекса;
- донные станции Flounder были спроектированы и выпущены НПП Авиационная и Морская Электроника:
- имеет форму цилиндра, что улучшает ее эргономичность и делает заметной даже при плохой видимости в сложных погодных условиях;
- внутри корпуса установлены новые гидрофоны и геофоны, компас, а также встроенный акустический модуль;
- позволяет обеспечивать быструю замену батарейного модуля для беспрерывной работы;
- модификация донной станции подходит для выполнения глубоководных операций на шельфе Арктики.
Автор: П. Паршинова