Об этом сообщил РБК со ссылкой на источники.
Lloyds Energy еще 1,5 года назад интересовалась Печорой СПГ.
Представители этой компании в 2019 г. обратились за разрешением на покупку проекта в правительственную комиссии по иностранным инвестициям.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС), через которую поступают запросы на рассмотрение этой правительственной комиссии, дала разрешение на сделку.
Lloyds Energy с партнерами планировала:
- инвестировать в Печору СПГ около 5 млрд долл. США, чтобы производить на 1м этапе 3,6 млн т/год сжиженного природного газа (СПГ).
- увеличение мощностей СПГ-завода в 2 раза - до 7,2 млн т/год - при условии увеличения ресурсной базы.
19 июня 2020 г. стало известно о 1й сделке АЛЛТЕКа после смерти ее основателя.
Бизнесмен Р. Троценко получил от группы 75% акций компании «Арктическая горная компания» с группой Лемберовских месторождений угля на Таймыре Красноярского края в обмен на свои права требования в Печоре СПГ.
Сделка была выгодна Р. Троценко, который уже имеет долю участия в Сырадасайском месторождении угля на Таймыре и активно развивает порт Индига в НАО.
Казалось странным желание наследников так обеспокоиться о правах требования Р. Троценко, который кредитовал проект Печора СПГ.
Но этот обмен выгоден и наследникам, потому что позволил консолидировать 100% проекта Печора СПГ и, очевидно, был необходим именно для сделки с Lloyds Energy.
Проект Печора СПГ предусматривает:
- строительство завода по производству сжижению природного газа ( СПГ- завода) на базе Кумжинского и Коровинского месторождений в Ненецком автономном округе (НАО) с cуммарными запасами 186,8 млрд м3 природного газа и 7,7 млн т газового конденсата.
- создание газотранспортной инфраструктуры, строительство установки комплексной подготовки газа (УКПГ), а также завода по его сжижению (наземного, плавучего либо на гравитационном основании).
Единственный владелец и гендиректор Lloyds Energy бывший кикбоксер Х. Арраб.
В 2010 г. Х. Арраб занялся трейдингом и бизнесом, связанным с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ).
В 2013 г. он основал Lloyds Energy со штаб-квартирой в г. Дубай для поставки на рынок природного газа и СПГ, а также строительства прибрежных СПГ-заводов.
Через дочки и аффилированные компании Lloyds Energy участвует в разработке различных СПГ-проектов, включая сжижение и регазификацию.
Основной фокус компании - на азиатских и других развивающихся рынках.
Нынешняя деятельность Lloyds Energy:
- строит тепловую электростанцию (ТЭС) мощностью 1200 МВт на газе на Филиппинах вместе с японской Mitsubishi,
- планирует экспортировать СПГ вместе с ExxonMobil с проекта на Аляске стоимостью 5 млрд долл. США.
В июле 2017 г. подписала соглашение о сотрудничестве с Газпром автоматизацией в области строительства прибрежных плавучих барж для производства СПГ.
Совместная работа партнеров будет связана с поиском инвесторов и заказчиков на проекты по строительству и запуску прибрежных плавучих комплексов для производства СПГ на Дальнем Востоке.
Но о реализации этого проекта на данный момент ничего не известно.
Любопытно, что за инвестиции в Lloyds Energy отвечает бывший директор департамента развития бизнеса и экс-глава департамента по слияниям и поглощениям Роснефти А. Матюшок.
Когда именно топ-менеджер Роснефти перешел в Lloyds Energy - неизвестно.
Но еще в апреле 2017 г., после приватизации 19,5% Роснефти с арабским уклоном, президент В. Путин наградил его почетной грамотой за большой вклад в развитие экономики страны, укрепление позиции России в глобальной нефтегазовой отрасли и успешное решение задач по улучшению инвестиционного климата в России.
А. Матюшок хорошо знаком с проектом Печора СПГ, потому что курировал его от департамента по слияниям и поглощениям, когда Роснефть была его совладельцем.
Напомним, что АЛЛТЕК договорилась реализовывать проект Печора СПГ с Роснефтью в 2015 г.
Роснефть заплатила за 50,1% проекта 110 млн долл. США, а 49,9% осталось у Д. Босова и партнеров.
Однако проект так и не был реализован, и в 2018 г. Роснефть вышла из совместного предприятия, не увидев в нем перспектив.
Рассматривались 2 варианта развития месторождений Печоры СПГ в НАО, но они оказались нерентабельными.
Для СПГ-завода было необходимо расширять ресурсную базу и получить право на экспорт, а для газохимического производства - наладить логистику поставок и определить рынок сбыта.
Для реализации этого проекта Роснефть хотела приобрести дополнительные лицензии на Лаявожский и Ванейвисский участки недр, расположенные по соседству с месторождениями Печоры СПГ, но они достались Газпрому.
В сентябре 2019 г. стало известно, что Д. Босов полностью отказался от реализации проекта, а АЛЛТЕК занялась поиском покупателей для месторождений Печоры СПГ.
У Печоры СПГ до сих пор нет права экспортировать СПГ.
Согласно закону Об экспорте газа, поставлять СПГ за рубеж могут только те компании, которые до 1 января 2013 г. получили лицензии на разработку газовых месторождений с обязательством построить мощности по сжижению газа.
Сейчас этим требованиям соответствуют только Газпром, Газпром экспорт, Роснефть и дочки НОВАТЭКа - Ямал СПГ, Арктик СПГ-1, Арктик СПГ-2 и Арктик СПГ-3.
24 апреля 2020 г. В. Путин утвердил изменения в этот закон, расширяющие число участков недр, с которых можно экспортировать СПГ.
Но пока речь идет лишь о 4х месторождениях НОВАТЭКа (Верхнетиутейское, Западно-Сеяхинское, Штормовое и Солетско-Ханавейское), часть из которых планируется использовать для его проекта Обский СПГ.
Сейчас в правительстве работают над критериями для расширения числа экспортеров этого топлива, т.к. в марте 2020 г. Роснефть пролоббировала у В. Путина идею сделать подход к выдаче лицензий на экспорт СПГ более универсальным, и он поручил проработать этот вопрос.
Автор: Д. Савосин