USD 88.9466

-0.51

EUR 96.5921

-0.54

Brent

0

Природный газ

0

...

Кто виноват в высоких ценах на бензин в России?

Первый новогодний подарок для всех россиян, которые еще не избавились от автомобилей на время кризиса, сделал вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша на заседании комитета по транспорту в Госдуме. По его данным, цены на литр АИ-92 уже через месяц должны сбросить 5-6 рублей в результате кризисной диеты. Таким образом, обрадовал он автолюбителей, уже в январе они все будут ездить по цене в 16-17 рублей за литр.

Кто виноват в высоких ценах на бензин в России?

Первый новогодний подарок для всех россиян, которые еще не избавились от

автомобилей

на время кризиса, сделал вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша на заседании комитета по транспорту в Госдуме. По его данным, цены на литр АИ-92 уже через месяц должны сбросить 5-6 рублей в результате кризисной диеты. Таким образом, обрадовал он автолюбителей, уже в январе они все будут ездить по цене в 16-17 рублей за литр.

"Такое падение вполне закономерно, учитывая резкое снижение оптовых расценок на топливо", - объяснил депутатам Аркуша. По его словам, оптовая цена на бензин уже упала в два раза по сравнению с историческими максимумами, однако "в розницу"

топливо

подешевело лишь на 15-20%. "При этом продавцы работают еще на старых закупках. Розница всегда снижает цены медленнее, чем оптовики, а некоторые продавцы хотят как можно дольше держать завышенные цены", - пояснил эксперт. Объяснять россиянам, почему в крупнейшем мировом производителе нефти цены на ее производное держатся на уровне тех стран, которые вообще не имеют собственных месторождения, начали еще летом. Именно тогда они достигли самого большого своего значения, каждую неделю прибавляя, пусть и незначительно, но куда заметнее через призму месячных наблюдений - по 0,1-0,2% за семь дней. Сдерживать недовольство граждан удавалось сравнительно легко - цены на нефть выросли до $147 за баррель, а в США литр бензина стал стоить уже больше доллара. Смотрите на США, говорили тогда чиновники, ведь мы так похожи!

Сразу после этого отговорки закончились - цены на нефть начали снижаться и потеряли более $100 со своих максимумов, а литр бензина в США сейчас стоит порядка 16 рублей за литр. В России же цены на бензин начали снижение лишь в начале августа. С начала августа до середины ноября цена самого популярного топлива марки АИ-92 упала с 24,45 руб. до 22,34 руб. Получается, на 8,6 процентов. Получается, что цены на нефть упали на 66%, цены на бензин в "похожих" США на 50%, а у нас - на 8%. Странно, но после этого объяснения закончились. Эксперты говорили, что исходя из динамики падения стоимости нефти на мировых рынках, оптовые цены на бензин в России должны были упасть где-то на 20-30 процентов. Что касается розницы, то с учетом маржи, это цифра должна быть чуть скорректирована. Объяснить, почему цены на бензин в России не последовали примеру своих коллег из США никто так и не потрудился, рассказывая лишь о том, что сейчас топливо производится из "старого", дорогого сырья.

Серьезный спад цен на бензин все-таки произошел. Президент России попросил более активно начать работать ФАС в этом направлении, выискивая топливные заговоры среди нефтегазовых компаний. Чтобы стимулировать антимонопольщиков на более серьезную работу, Дмитрий Медведев намекнул, что проверить могут и самих проверяющих с освобождением ряда вакансий на официальном сайте ФАС.

ФАС активно взялась за дело и уже через несколько дней после легкого "журения" от президента предписала всем нефтяным компаниям сдать многотомные отчеты о продаже бензина на своих заправках, а также намекнула, что цены на бензин пора снижать. "Лукойл", "Газпром нефть", ТНК-ВР, "Роснефть" и "Сургутнефтегаз" получили письма за подписью главы ФАС Игоря Артемьева с предупреждением о том, что если цены на топливо не будут снижены, служба оштрафует их за нарушение антимонопольного законодательства. В результате с 20 октября по 10 ноября цены на бензин снизились примерно на 5 процентов. Правда, даже испытывая давление ФАС, цены не смогли повторить подвигов таких же цен в Европе, где только за октябрь они снизились на 9 процентов. Видно, что ритуальных танцев с бубном от ФАС в данной ситуации уже недостаточно.

,Российский топливный рынок, похоже, для себя виновников этого несоответствия уже нашел. "Значительная доля вины за медленное падение цен лежит на крупнейших игроках нефтяного рынка, - отметил Евгений Аркуша. - Если сравнить цены на независимых АЗС с расценками на заправках нефтяных компаний, то они (цены на независимых заправках) ниже в среднем на рубль-полтора". Но стоит ли нам винить лишь нефтяные компании? Оказывается, часть ответственности за высокие цены на топливо должны возложить на себя сами граждане и государство, столь активно борющееся с 23 рублями за литр. Как это происходит?

Во-первых, при условной цене на топливо в 25 рублей за литр, что было еще совсем недавно, 10 рублей - это себестоимость производства литра бензина и надбавка производителя. Под себестоимостью я подразумеваю не только переработку самой нефти, но и ее добычу, транспортировку, транспортировку бензина, поддержание и строительство АЗС. Зарплата Ивана Ивановича на данной заправке и той женщины, чье лицо вы никогда не увидите, отдавая ей деньги - все это плюсуем сюда же.

А вот 15 рублей из этих условных 25 - это налоги, главным из которых являются акциз и НДПИ. Сразу ясно, что взывать к падению цены на бензин, оставляя налоговое бремя на прежнем уровне - значит наносить удар по экономике самих компаний. Каждый сэкономленный таким образом рубль - это отъем денег у компании, то есть дешевле условных 15 рублей бензин никогда не будет. Спрашивать нужно прежде всего с государства, так как объемы производства бензина сейчас достаточны, его дефицита нет, поэтому, по сути, расти им не от чего. Снижать же цены далее в условиях кризиса путем натравливания ФАС на нефтяные компании, значит уничтожить их, в особенности небольшие, которые не имеют собственной нефтепереработки и вынуждены приплюсовать к налогам и оптовой цене еще и плату персоналу АЗС. В вину государству можно вменить и то, что в стране так и не заработала нормально биржа нефтепродуктов, которая помогла бы устанавливать более взвешенные и справедливые цены на топливо.

Во-вторых, не стоит забывать и о самих компаниях - с них вины тоже никто не снимал. Они работать в убыток не будут, они не общественные организации. Видно, что крупные компании с крайней неохотой выслушивают все эти рассуждения о ранице между оптовой и розничной ценой на бензин, предпочитая снижать ее лишь по напоминанию ФАС. Тем более, что при высоких пошлинах продавать бензин в стране все выгоднее. При падающей цене на нефть и пресловутых "ножницах Кудрина" нефтяным компаниям не остается ничего, кроме как продавать нефть в пределах страны, пуская ее в переработку. Таким образом, для них цены на бензин - единственная возможность всегда иметь наличность. Происходит обычное перекладывание собственных убытков на плечи покупателей. Если в июле-августе этого года разница между оптом и розницей составляла порядка 20-30%, то сейчас - все 100%. Нефтяные компании стараются получить компенсацию при убытках от реализации нефти от розничной продажи. Также скептически можно относится к тому утверждению, что нефтяные компании использовали старые запасы нефти для производства бензина, что и вызывает рост его стоимости. Странно слышать это от компаний, которые как добывали баррель нефти за 3-10 долларов, так и продолжают добывать, несмотря ни на какие мировые цены. Они же не мировом рынке эту нефть покупают!

,В-третьих, хочется особо отметить и российских покупателей. Заметим, что данные показывают, что жители России никак не снизили свое потребление бензина, несмотря на его цену. Нефтяные компании увеличивали его продажи при уровне цен в 17 рублей за литр и при уровне цен в 23 рубля за литр. Поморщившись от очередного повышения цен на бензин, рассказав жене или мужу о том, что бы он сделал с руководством нефтяных компаний, обычный россиянин шел заправляться и думал, когда он сможет взять новую, более мощную

машину

, а эту отдаст сыну или дочери.

Статистика показывает, что американцы перестали покупать

внедорожники

, стали ограничивать себя одной машиной на семью и поэтому в течение нескольких месяцев потребление бензина в США снизилось на 40%. Конечно, не только из-за этого, но, учитывая, что те же

джипы

сейчас продают только в России и Саудовской Аравии, а машин на улицах Москвы. Санкт-Петербурга или Екатеринбурга не становится меньше, действует простое правило спроса и предложения. Если ваш продукт покупают по 23 рубля и все увеличивают покупки, то почему вы вдруг должны начать продавать его за 17 рублей? По-крайней мере, никакого массового падения спроса на бензин во время его подорожания не произошло.

Автолюбители

покупали бензин по той цене, по которой они хотели его покупать.

Исходя из этих данных можно сказать, что недавние большие цены на бензин в России - это результат действий не только нефтяных компаний, но и государства и даже самих потребителей. С этой точки зрения можно говорить о снижении цен на бензин только в том случае, если все стороны смогут захотеть этого.

Утопично, на факт - государство должно снизить налоги, компании снизить цены за счет снижения затрат на производство бензина, а население показать НК, по какой крайней цене они готовы покупать их продукцию. Если это произойдет, мы сможем поговорить о 16-17 рублях за литр. Иначе, мне кажется, что цены понизятся, но не столь радикально сразу в январе. Мой прогноз 19-20 рублей за литр в начале года и около 17 рублей в его середине, если кризис будет продолжаться теми же темпами.



Автор: Дармин Александр