Качественный российский бензин — это фантастика? | Neftegaz.RU
...

Качественный российский бензин — это фантастика?

Российский бензин становится понятием нарицательным, что, учитывая то количество серы, которое содержится в российской нефти, совсем не удивительно. Удивительно то, что качество российских нефтепродуктов не выдерживает никакого сравнения даже с африканскими странами.

Российский бензин становится понятием нарицательным, что, учитывая то количество серы, которое содержится в российской нефти, совсем не удивительно. Удивительно то, что качество российских нефтепродуктов не выдерживает никакого сравнения даже с африканскими странами.

В очередном отчёте Международного центра качества топлива Россия числится лишь на 84-м месте в мире! Нас даже обогнали не только цивилизованные страны Европы и Америки, но и такие государства как, например, Фиджи и Уганда. Мало того, даже соседние Украина и Белоруссия оказались в середине первой сотни.

Ситуация была вполне предсказуемой - помня только о нефти, власти недосуг заняться качеством, а не количеством и стоимостью топлива. Премьер-министр страны публично пеняет российские нефтяные компании в недостаточном снижении цен на бензин. Те безропотно подчиняются, экономя на том, на чем в стране привыкли экономить издавна - на качестве.

Ранее глава Москвы, Юрий Лужков, уже громко заявлял о том, что бензин в столице никуда не годится, многие АЗС торгуют суррогатом, а эта бензиносодержащая «бодяга» заливается в двигатели, портя и автомобили и, что гораздо важнее, экологию городов. После этого заявления за бензин взялись серьезно - начали проверки АЗС, все активнее заговорили о введении европейских стандартов качества «Евро-3» и далее.

Только вот не готовы оказались российские компании к введению данных стандартов, ведь для этого им было необходимо модернизировать НПЗ, что увеличило бы затраты. Не будем забывать и о том, что старейший российский НПЗ был построен еще до советской власти, а большинство из них всегда ориентировались на выпуск мазута и дизеля для нужд армии. Перевести такие заводы на новые технологии, которые бы выпускали качественный, без дополнительного количества присадок бензин, будет очень дорого. Гораздо дешевле потратиться на лобби влиятельных людей, которые смогут отложить принятое решение в долгий ящик.

Правительство год назад не стало настаивать и перенесло сроки перехода на новый стандарт на год, а грянувший кризис и вовсе похоронил саму идею. В один из периодов года было проведено 1170 проверок АЗС по стране, 500 из них выявили нарушения с качеством бензина. И ладно бы дело касалось лишь разбавления.

Рейтинг IFQC (International Fuel Quality Center) строится на содержании серы в топливе. Напомним, что российская марка нефти Urals имеет серьезный дисконт именно из-за высокого содержания серы по сравнению с эталонным Brent. Происходит это из-за единой трубы «Транснефти», которая вбирает в себя как высококачественную сибирскую нефть, так и высокосернистую татарстанскую и башкирскую. Затем эта нефть попадает на НПЗ, где и образуется такой серосодержащий бензин. На территории Европы содержание серы в топливе не может превышать 10 частиц на миллион, то есть 0,001%, а в России этот норматив - в 100 раз больше!

Высокое содержание серы на самих заводах, разбавление на заправках, добавление присадок для увеличения октанового числа на небольших АЗС - все это делает ваш шанс на получение качественного бензина минимальным. А как рассказывают автолюбители, такая термоядреная смесь на раз «забивает» свечи и наносит непоправимый ущерб двигателю. Бензин вязнет на морозе и оставляет осадок в двигателе. Купить дорогую машину и уничтожить ее бензином - невеселая перспектива для любого автолюбителя.

Слава Богу, что мы не Уганда и вариантов решения этой проблемы у нас гораздо больше. Начинать нужно с самого начала, то есть с нефти. Логично, что нефть нужно либо очищать от серы, что должны будут делать на разрекламированном нефтехимическом комплексе в Нижнекамске, либо перерабатывать там, где она еще не успела перемешаться с высокосернистой. Для этого достаточно либо перерабатывать ее на месте, то есть строя НПЗ в Западной Сибири, либо транспортировать ее до НПЗ.


Не исключено, что поставщиком качественного бензина могло бы статьи государство. В воздухе давно витает идея о создании государственного независимого НПЗ, который принимал бы нефть любой компании. В данном случае, именно строительство завода на территории более высококачественной нефти могло бы решить часть проблем с получением качественного топлива.

Вторым или дополнением к перовому варианту решения этой проблемы могли бы стать настойчивость государства в формировании " привычки" у нефтегазовых компаний к производству качественного бензина.

«Некачественный бензин всегда был и будет, - считает вице-президент Российского топливного союза Евгений Гаркуша, - просто потому что это выгодно. Меньше всего процент " бодяги" в Москве, там высока конкуренция. А есть регионы, где только некачественный бензин продается, - это регионы, где есть нефтехимические заводы. Распространению контрафакта способствует акцизная политика. Акцизы на бензин велики. Проще взять так называемый технический бензин, перевезти его на нефтебазу и там при помощи присадок превратить в моторное топливо. Главное - продать побыстрее, пока не расслоился. Ни одни штрафы этого не изменят, пока это будет выгодно».

Сделать это очень просто - достаточно лишь дифференцировать акцизные ставки на производство и продажу бензина. Производишь более качественный - платишь меньше. Помимо этого, необходимо не только обнулить пошлины на ввоз иностранного оборудования, которое необходимо для модернизации НПЗ и не производится в России, но и установить льготный налоговый режим для НПЗ, уже начавших работать в новых реалиях. Для государства это окупится увеличением качества бензина, который можно будет продавать за границу. Качественный бензин расходуется медленнее, поэтому освободившиеся объемы нефти можно было бы пускать на экспорт, зарабатывая дополнительные средства. Конечно, одним " пряником" тут не обойдешься и необходимо применять и кнут - расширить полномочия проверяющих органов и жестко карать нарушителей.

Российские компании также могут внести в этот перечень мер свои усилия. Так, вместо того, чтобы жаловаться по поводу дороговизны модернизации НПЗ, они могли бы привлечь иностранный капитал для этих целей, гарантируя для иностранцев поставки полученного бензина компаниям-инвесторам по льготным ценам. Это позволило бы серьезно сэкономить и на разработке новых технологий, которые уже имеются у иностранных компаний.

В итоге, Россия вполне может сама подняться в этом списке на несколько десятков позиций выше, если каждый поймет важность производства именно качественного бензина. Когда государство вспомнит об экологии и продаже дополнительной нефти, когда компании получат льготы от государства и экономические стимулы продавать такое топливо, а население вспомнит, что можно не менять свечи каждый раз, как заехал на АЗС с некачественным бензином. Если этого не произойдет, то останется лишь признать, что даже Африка производит бензин, лучше, чем Россия.

Источник : Neftegaz.RU