USD 87.8754

-0.21

EUR 96.1018

-0.2

Brent 84.61

-0.14

Природный газ 2.095

-0

...

ФАС размажет АЗС нефтяных мейджоров по всей России

Федеральная антимонопольная служба хочет запретить вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) строить или покупать новые АЗС в тех регионах страны, где их доля рынка превышает 35%.

ФАС размажет АЗС нефтяных мейджоров по всей России


Федеральная антимонопольная служба хочет запретить вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК) строить или покупать новые АЗС в тех регионах страны, где их доля рынка превышает 35%. Особенность российского рынка такова, что какая-нибудь из ВИНК обязательно доминирует в одном из более чем 50 субъектов РФ. А в каждом третьем регионе доля одного игрока составляет 50-60%. Так что речь идет об очень серьезном запрете.

Вроде бы в первую очередь ФАС пытается защитить независимые АЗС. Потому как потребителям от этой меры лучше вряд ли станет. Любому автолюбителю известно, что именно на независимых автозаправках, как правило, и топливо менее качественное, и цены выше. Потому как ВИНК может снимать маржу со всей производственной цепочки, а независимая АЗС - только на последнем этапе.

Впрочем, весьма вероятно, что к моменту вступления закона в силу независимых сетей почти не останется. Их скупка со стороны ВИНК идет с 2008 года, но именно сейчас она сильно ускорилась: окончательно позиции независимых подкосил весенний топливный кризис. Вряд ли ФАС удастся, как «Газпрому», протащить документ через все чтения и стадии за пару-другую месяцев. При всем желании главного борца с монополиями Игоря Артемьева не получится сопоставить по политическому весу с Алексеем Миллером.

А процесс уже сильно затянулся. Фактически, своими инициативами (кроме закона «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ» обсуждается документ, регулирующий рыночное ценообразование на нефть и нефтепродукты) ФАС пытается воплотить в жизнь «Программу развития конкуренции», разработанную в далеком 2008 году. Три года понадобилось не то что для принятия законов - для внесения их проектов в правительство. Причем без согласования с профильным Минэнерго. Если и проводить исторические аналогии, то, скорее, с законом «О торговле», который принимали 10 лет. Кстати, в нем содержатся схожие нормы о доминировании.

Так кого же будет защищать закон, если независимых продавцов к моменту его принятия почти не останется? Очевидно, все тех же нефтяных мейджоров, которые будут пытаться выйти в новые для себя регионы. Другими словами, если не удается устранить диспропорции в рознице за счет независимых сетей, так пусть ВИНК займутся этим сами. В конце концов, рынком сотовой связи заправляет лишь три крупных игрока, но сложно обвинить их в согласованной ценовой политике.

Пока законов нет, антимонопольной службе остается только пытаться воздействовать на следствие (завышенные цены), без возможности затронуть причины (высокая степень монополизации рынка). До конца сентября ФАС грозится озвучить штрафы для ВИНК в рамках уже «третьей волны» антимонопольных дел против нефтяников.

«ТРИ ВОЛНЫ» ФАС

Осень 2008 года: «первая волна»
Выписанные суммы штрафов:
«Газпром нефть» - 1,356 млрд руб.
«Роснефть» - 1,508 млрд руб.
ТНК-BP - 1,112 млрд руб.
«Лукойл» - 1,443 млрд руб.
Причина: монопольно высокие цены на бензин, дизтопливо, авиакеросин и мазут.
Все компании обжаловали штрафы в судах, только ТНК-BP проиграла процесс и перечислила деньги.

Весна 2009 года: «вторая волна»
Выписанные суммы штрафов:
«Газпром нефть» - 4,7 млрд руб.
«Роснефть» - 5,28 млрд руб.
ТНК-BP - 4,2 млрд руб.
«Лукойл» - 6,5 млрд руб.
Причина: злоупотребление доминирующим положением на рынке и завышение цен на нефтепродукты в период с октября 2008 года по февраль 2009-го.
Суды продолжаются, «Роснефть» и ТНК-BP заключили с ФАС мировые соглашения.

Февраль-март 2011 года: Владимир Путин требует от нефтяных компаний снизить цены на нефтепродукты.

Апрель-май 2011 года: топливный кризис в ряде регионов страны. Впервые дефицит проявился в Алтайском крае, затем кризис распространился на всю Сибирь и на Дальний Восток. Нефтяники прислушались к распоряжению премьер-министра и предпочли внутреннему рынку поставки на зарубежный, где цены не регулируются.


8 июля 2011 года: Игорь Артемьев сообщает, что по итогам «двух волн» выплаты составили $550 млн.

Осень 2011 года: «третья волна»
В ближайшие дни ФАС собирается определиться с размерами штрафов, которые будут наложены на «Лукойл», «Роснефть» и «Газпром нефть».
Причина: рост цен на авиакеросин и дизтопливо с октября 2010 года по конец января 2011-го.