Для этого предложено использовать попутный нефтяной газ (ПНГ), с помощью которого генераторы станут вырабатывать бесплатную электроэнергию.
Письмо заместителя главы Минпромторга В. Шпака было направлено ещё 7 сентября, однако ответ о правомерности развёртывания дата-центров до сих пор не получен.
Зачем нефтяникам добывать криптовалюту
Инициатива российских нефтяных магнатов кажется случайной лишь на первый взгляд.На самом деле за ней скрывается абсолютно прагматичный подход к побочному виду бизнеса, которым является добыча криптовалют, и желание сэкономить на штрафах за превышение экологических нормативов.
Связано это в первую очередь с ПНГ и возможностью получения из него электроэнергии.
Для неспециалистов поясним: ПНГ - это коктейль из растворенных во фракции углеводородов, выделяющийся в процессе добычи и подготовки нефти.
Это побочный продукт добычи нефти, чаще всего насыщенный метаном, пропаном, бутаном, изобутаном и пр.
Фактически, он сопровождает нефть на всех этапах работы с ним и доставляет добытчикам немало хлопот.
Часто при поиске нефти бурильщики попадают в пласт с газом, но не имеют средств для его откачки или транспортировки.
Раньше он был одним из символов нефтедобычи, поскольку чаще всего сжигался на факельных установках и полыхал круглосуточным символом потраченных впустую ресурсов.
Считается, что при сжигании ПНГ усиливает парниковый эффект и в целом загрязняет атмосферу.
Однако с 2012 г. в Российской Федерации было введено правило, согласно которому можно сжигать не более 5% от объёма добытого ПНГ.
В противном случае нефтяные компании штрафуют. Только в 2018 г. штрафов было выписано на 405,6 млн рублей.
Теперь его пытаются доставлять на газоперерабатывающие заводы или подавать в магистрали, закачивать обратно в пласт для повышения нефтеотдачи и, самое главное, применять в газотурбинных, газопоршневых и микротурбинных установках.
Как раз названные генераторы могут вырабатывать бесплатную электроэнергию.
Кроме того, ведутся разговоры о том, чтобы довести полезную утилизацию ПНГ до 97,5%.
Такие меры вынуждают Роснефть, Газпром, ЛУКОЙЛ и десятки других компаний срочно искать возможности по использованию выделяемого «лишнего» газа. Например, генерируя из него электричество для каких-то целей. Очевидно, что майнинг криптовалют является одной из самых лучших идей по использованию ПНГ.
Преимущества «газового» майнинга
Одной из основ прибыльного майнинга выступает стоимость электроэнергии. В идеале электроэнергия должна быть избыточной и бесплатной. В Российской Федерации источников дешёвого и чрезмерного электричества хватает, это и почти 200 ГЭС, включая маломощные, и 11 АЭС, и с десяток ветропарков. Использование ПНГ является ещё одним источником выработки электроэнергии, который позволяет заниматься довольно прибыльным бизнесом. В этом случае нефтяники получают доступ к бесплатной электроэнергии для реализации любых проектов по добыче цифровой валюты.Соответственно, появляется возможность как самим зарабатывать на криптовалюте, так и привлекать инвесторов, желающих разместить добывающие мощности. Особенно актуально это было для китайских майнеров, которые под давлением властей вынуждены были покинуть родные места. Однако ограничения на майнинг периодически вспыхивают в Иране, Абхазии, Кыргызстане, Казахстане и многих других регионах. Именно Россия могла бы стать надёжной гаванью для добытчиков со всего света. А в условиях иммерсионного охлаждения можно майнить криптовалюту гораздо выгоднее, поскольку разгон оборудования достигает 40-60% к штатным характеристикам, как это предлагают в компании BiXBiT.
Газопоршневые электростанции позволяют вырабатывать электричество в том числе и из попутного нефтяного газа.
Третьим немаловажным эффектом от рекуперации побочного газа является улучшение экологической обстановки в регионе. Россия традиционно фигурировала в числе стран-лидеров по сжиганию ПНГ на факелах. Побочный газ, кстати, содержит также и сероводород, углекислый газ и другие вредные соединения. В атмосферу попадает сажа, продукты неполного сгорания углеводородов, диоксид серы, оксиды азота и пр. Они переносятся на многие километры и негативно влияют на людей, животный и растительный мир. Майнинг же может навсегда погасить факелы над нефтедобывающими вышками.
Если же майнеры обратятся к иммерсионному охлаждению майнингового оборудования, например, тому, которое предлагает компания BiXBiT, они смогут создать инфраструктуру замкнутого цикла.
А именно смогут перенаправлять выделяемое майнинговым оборудованием тепло на подогрев воды и отопление.
Это позволит обеспечить теплом как производственные помещения, так и ближайшие жилые дома.
Либо его можно направить на развитие коммерческих проектов вроде теплиц, аквапоники, прудов с рыбой, террариумов, сушки древесины, покрасочных работ, изготовления спиртосодержащей продукции и иного.
Наконец, это позволит наладить производство собственных энергетических установок, в том числе для последующего экспорта.
Чего опасаются в офисах нефтяных компаний
В публикации «Коммерсанта» были приведены критические оценки экспертов, которые ставят под сомнение эффективность «нефтегазового майнинга». Например, сразу же указывается на то, что письмо от компаний регуляторам написано не просто так, ведь отношение к майнингу в РФ неоднозначное, а криптовалюты и вовсе не детализированы в каких-либо иных законах, кроме как «О цифровых финансовых активах». Соответственно, инициатива нефтяников входит в «серую» зону (лишённую правового регулирования), что угрожает ей уже на первых порах.Да, неурегулированность в отношении майнинга в России присутствует, но почему эксперты думают, что она является препятствием?
Во-первых, необходимые законы и изменения могут быть приняты после того, как в правительстве оценят эффективность и полезность такого вида деятельности.
Во-вторых, неоднократно подчеркивалась готовность регуляторов организовать «песочницы», то есть зоны с особой юрисдикцией по примеру тех же СЭЗ.
В индивидуальном порядке и в рамках эксперимента вполне можно разрешить паре-тройке компаний развернуть дата-центры вблизи нефтяных месторождений.
С налогообложением и признанием криптовалют ситуация сложнее.
Но и здесь депутат Аксаков в середине октября намекнул на то, что нужные нормы могут прописать в Налоговом кодексе и очень скоро.
То есть криптовалюта будет окончательно признана налогооблагаемым видом имущества.
Возможно, для любителей сверхприбылей это не очень хорошая новость, но по крайней мере появится юридическая ясность.
Следующий эксперт указал на то, что нефтяники занимаются добычей углеводородов.
Строительство и обслуживание ЦОДов для них весьма затратная статья расходов.
Здесь следует указать на то, что для людей, которые работают в гораздо более сложной и ответственной отрасли, возведение дата-центра вряд ли можно назвать непосильной задачей.
Что же касается обслуживания, то уже упомянутое решение BiXBiT обладает следующими преимуществами:
- устраняет пылевое и шумовое загрязнение, поскольку оборудование постоянно находится в термостабильной жидкой среде;
- не нужно создание дорогостоящих систем вентиляции, кондиционирования, подготовки и очистки воздуха;
- нет необходимости часто обслуживать майнинг оборудование и менять расходные детали;
- штат обслуживающего персонала и системных администраторов тоже значительно сокращается, а его квалификация не обязательно должна быть слишком высокой;
- компания BiXBiT готова сама выполнить проектные работы, исходя из пожеланий заказчика и провести необходимые консультации.
Где в мире уже добывают «биткоины из нефти»
Идея о добыче биткоина вблизи нефтяных месторождений не является российским ноу-хау.Например, в штате Вайоминг (США) Kirkwood Oil and Gas LLC уже привлекла майнеров биткоина именно в связи с необходимостью сокращения выбросов и минимизации глобального потепления.
Также нефтяники давно были озабочены тем, что «живые» деньги сжигаются и не приносят никакой прибыли.
Аналогичное партнёрство наблюдается и в Северной Дакоте, крупнейшем нефтедобывающем штате США.
Там Equinor ASA (Норвегия) и Enerplus Corp (Канада) также перенаправляли ПНГ на генерацию электроэнергии для майнинга.
А расположенная в Денвере Crusoe Energy Systems Inc. задействовала 40 контейнеров в сланцевых бассейнах.
Их «поставщиком» выступила Kraken Oil & Gas Partners LLC, которая добывает около 10 000 барр/сутки нефти, что делает их крупнейшей добывающей компанией в Монтане.
Июнь 2021 г., Сидней, шт. Монтана. Справа от нефтяных скважин можно увидеть ангары с майнинг оборудованием
4 сентября 2021 г. в Хьюстоне, штат Техас, США прошла тайная встреча 200 руководителей нефтяных компаний и добытчиков биткоинов.
Именно там обсуждалась возможность использования ПНГ для совместного заработка нефтяников и майнеров, а также сокращения выбросов вредных веществ.
Помимо обитателей Техаса на встрече присутствовали жители Калифорнии, Колорадо, Луизианы, Пенсильвании, а также Австралии и Великобритании.
Как сказал один из участников встречи А. Ортольф, возглавляющий развитие бизнеса в США для Upstream Data, в 2018 г. его высмеяли, едва он заговорил о майнинге на факельном газе.
Спустя 3 года стало ясно, что «это лучший подарок, который могла бы получить нефтегазовая промышленность».
Хочется надеяться, что российским компаниям не придётся ждать так долго.
Ведь совершенно очевидно, что несмотря на противодействие чиновников, именно майнинг с использованием ПНГ способен сделать нефтедобывающую отрасль ещё более прибыльной и экологически устойчивой.
***
Таким образом, майнинг с использованием ПНГ является очень перспективным направлением как для нефтедобывающих компаний, так и самих добытчиков криптовалюты.
Это решение позволяет снизить парниковый эффект, улучшить экологию и одновременно предоставить для заработка цифровой валюты бесплатную электроэнергию.
При использовании иммерсионного охлаждения BiXBiT это позволяет дополнительно наращивать вычислительную мощность устройств, перенаправлять выделяемое тепло на другие нужды, обойтись малыми силами для обслуживания и поддержания работоспособности майнингового оборудования.
Автор: Екатерина Данильчук