Сегодня в Москве состоится пресс-конференция заместителя министра иностранных дел Венесуэлы Аревало Мендеса, который приехал двумя днями ранее для проведения переговоров с российскими властями. О повестке этих переговоров венесуэльское посольство не сообщает. Можно лишь предположить, что нынешним властям как никогда нужна дипломатическая поддержка - в стране в любой момент может начаться гражданская война. Причиной ее является попытка перераспределить доходы от нефтяного экспорта. Последствия предсказуемы: перебои со снабжением США и рост цен на мировом рынке до $35 за один баррель. Уроки любопытны: как бизнес может свергать президента - любимца нации.
Две недели в Венесуэле продолжается забастовка. Ядро демонстрантов составляют достаточно обеспеченные представители среднего класса страны. Они требуют отставки нынешнего президента Уго Чавеса (Hugo Chavez) и проведения досрочных выборов уже в ближайшие три месяца. Сам Чавес сравнивает нынешний кризис с перманентной битвой между Богом и сатаной. Роль сатаны он отводит среднему классу, доходы которого так или иначе связаны с главным богатством страны - нефтью. Свою роль определяет скромно: "Я в руках Иисуса Христа, истинного хранителя Венесуэлы и моего единственного начальника".
Любопытно, что пока не было каких-то конкретных действий Чавеса, которые бы уже снизили общий уровень доходов среднего класса. Так что о стихийном протесте говорить не приходится. Очевидно, что демонстрации организованы крупным бизнесом. Представители которого, видимо, имеют все основания опасаться того, что популистские высказывания Чавеса на самом деле могут привести к изъятию части их доходов, когда дело дойдет до реализации лозунгов.
Чавес никогда не скрывал, что хочет справедливого распределения плодов нефтебогатства. Но до последнего времени бизнес-элита относительно спокойно наблюдала за выступлениями Чавеса, во всяком случае большая ее часть. Потому апрельская попытка свержения президента не удалась, и он вернулся на трон через двое суток. Теперь в Венесуэле все серьезнее. Что же предлагает Чавес, что так всполошило обеспеченных граждан?
Дэвид Энтони (David Anthony), специалист по странам Латинской Америки из Economist Intelligence Unit, считает, что главным вопросом социальной повестки Чавеса была жилищная программа. "80% населения страны живет в городах, - говорит Энтони, - поэтому вопрос улучшения жилищных условий - критически важный для большинства венесуэльцев. Обещания Чавеса остались нереализованными. Частично это объясняется тем, что нынешний президент просто не смог собрать профессиональную команду в своем правительстве". Командной игре скорее всего помешала проблема коррупции в нынешней Венесуэле, которая обострилась за последнее время. Но все же главным обстоятельством, помешавшим реализовать заявленную жилищную и другие социальные программы, стала простая истина: это невозможно без ущерба для экономической эффективности. "За прошедшие 20-30 лет многие развивающиеся страны пытались реализовать эту вполне ортодоксальную марксистскую повестку и потерпели поражение", - напоминает Энтони.
Видимо, многие граждане страны смогли самостоятельно убедиться в этом. Вот почему сегодняшние волнения в отличие от весенних представляют уже социальное движение, в антипрезидентских демонстрациях участвуют сотни тысяч людей, и их всех скопом трудно записать в "сатанисты".
"Белые воротнички" опасаются воспроизведения в стране кубинского сценария, тем более Чавес не скрывает своего положительного отношения к Острову свободы, куда начал поставки нефти. Но пока события разворачиваются скорее по чилийскому сценарию: в конфликт вовлечены значительные массы людей, улицы полны народа, часть которого агрессивно требует отстранения президента, а другая - не менее агрессивно его защищает.
Есть в Венесуэле два существенных отличия от кубинского и чилийского вариантов: отсутствие явного лидера оппозиции и наличие главного и монопольного богатства страны - нефти. Эти обстоятельства определяют позицию главного исторического "полицейского" Латинской Америки - США, а именно - отсутствие таковой. К такому выводу приходят все наблюдатели за развитием венесуэльской ситуации. С одной стороны, нынешняя администрация США традиционно неприязненно относится к нынешнему правительству Венесуэлы. Пиком этой неприязни стало публичное заявление официальных лиц из Вашингтона в конце прошлой недели, когда они потребовали проведения досрочных выборов. А уже в понедельник пресс-секретарь Белого дома Арви Фляйшер "отозвал" это требование.
Яблоком раздора стало основное богатство страны - государственная нефтяная компания PDVSA (Petroleos de Venezuela S.A.). Кто контролирует 46-миллиардную компанию, тот контролирует и страну - так считают и в Вашингтоне, и в самой Венесуэле. Именно PDVSA стала штабом неповиновения нынешнему режиму, который возглавляет Хуан Фернандез (Juan Fernandez), бывший главным стратегом компании в течение долгого времени. Сегодня он отстранен от власти. Порядок здесь пытается навести Али Родригез, которого Чавес "отозвал" с поста руководителя нефтекартеля ОПЕК и назначил гендиректором госмонополии.
Сегодня добыча нефти в стране составляет лишь десятую часть от обычного объема. По данным информационного энергетического агентства Platts, PDVSA качает в день менее 300 тыс. баррелей. Еще в ноябре этот показатель составлял 2,58 млн баррелей. Закрыты и перерабатывающие мощности страны. Platts на основе информации, полученной от работников компании, не исключает полной остановки производственной деятельности. Забастовка уже остановила экспорт нефти. Страна теряет около $50 млн в день. Порядок на бензозаправках страны контролируют войска. В Каракасе запасов топлива осталось на несколько дней. В других городах такого запаса просто нет. Чавес объявил о возможности импорта нефтепродуктов в страну. Однако большинство аналитиков скептически отнеслись к этой инициативе - вся портовая инфраструктура Венесуэлы рассчитана на вывоз, а не ввоз нефти.
Еще одним пострадавшим может оказаться США. Венесуэла является третьим по величине поставщиком нефти на рынок США, на ее долю приходится 1,2 млн баррелей из общего объема импорта 9-9,5 млн баррелей в день. Заменить такое количество нефти США в ближайшее время не сможет. На политические новости из Венесуэлы отреагировал срочный американский рынок, на котором цена нефти снова зашкалила за $30 за баррель. Прогнозы не исключают и появления на табло заключаемых контрактов цифры 35.
Для того чтобы предотвратить удар, департамент энергетики США объявил, что поставщики нефти могут приостановить отгрузку нефти в стратегический резерв страны. Очень своевременно Чавес заявил в интервью французской газете Le Monde о заключении специального соглашения с США, предполагающего организацию поставок в стратегический резерв венесуэльской нефти. Чавес не хочет ссориться с платежеспособным североамериканским партнером - доходы от нефтепродажи составляют больше половины государственных доходов.
Большинство аналитиков склонны считать, что конфликт скоро закончится и все вернется на свои места. Впрочем, Дэвид Энтони не исключает и развития "колумбийского сценария" - фактического социального разделения страны, когда власть контролируется различными политическими группами.
http://www.finiz.ru/business/article.6846
Автор: Алексей ТИХОНОВ