С того самого момента, как президент Путин заволновался по поводу горящих над Западной Сибирью факелов, старая тема утилизации попутного газа внезапно обрела новое дыхание. Чиновники зашевелились и стали наперебой предлагать карательные меры по отношению к нерадивым компаниям, сжигающим на месторождениях ценный попутный газ.
С того самого момента, как президент Путин заволновался по поводу горящих над Западной Сибирью факелов, старая тема утилизации попутного газа внезапно обрела новое дыхание. Чиновники зашевелились и стали наперебой предлагать карательные меры по отношению к нерадивым компаниям, сжигающим на месторождениях ценный попутный газ. Как ни крути, но российской нефтянке отныне придется жить по новым правилам.
Кто в ответе?
Масштаб проблемы сразу становится понятен, если вы находитесь на борту самолета, пролетающего над Западной Сибирью. Огромная по площади территория ярко освещена гигантскими языками горящего попутного газа. Ну а фотоснимки, сделанные со спутника, вообще создают иллюзию, что сибирские просторы охвачены огнем. Говорят, когда американцы впервые запустили свои спутники в космос и увидели на территории тогдашнего СССР горящие факелы, они не сразу поняли, что же это такое. Тревога нарастала. В Штатах даже додумались до того, что это могут быть взлетающие баллистические ракеты с ядерными боеголовками! О том, что никакой угрозы для них нет, они узнали, сделав звонок в Москву.
Россия по объемам сжигаемого ПНГ уже перехватила пальму первенства у Нигерии. Быть лидером в подобном рейтинге удовольствие сомнительное…
Бесхозяйственность, варварство, халатность, какими только эпитетами не награждали чиновники все это время нефтяников, сжигающих попутный газ (на языке нефтяников «попутку»). Но как говорится, в чужом глазу соломинку увидим, а в своем глазу и бревна не замечаем. Если бы сразу после развала советской нефтяной промышленности российское правительство озаботилось проблемой утилизации ПНГ, мы бы не имели этих ежегодно сжигаемых в факелах миллиардов долларов.
Как известно, нефтегазовые месторождения стали разрабатываться в Западной Сибири почти 50 лет назад. Тогда же и приняли генеральную схему размещения и строительства объектов сбора и переработки попутного газа. К 1990 году планировалось, что утилизация попутного газа в СССР составит 90%. Однако коммунистический режим рухнул, соответственно, и планы тоже. Что было дальше с «попуткой», мы все знаем. А меры по коммерциализации ПНГ стали разрабатывать только сейчас. Поэтому не стоит винить нефтяные компании в вандализме. Нефтяники жгут попутный газ вовсе не из вредности – факела горят там, где утилизация ПНГ экономически невыгодна. Кто виноват, что сжигать в последние десятилетия было гораздо выгоднее, чем озаботиться проблемой утилизации? Тем более, при отсутствии необходимого доступа к газотранспортной системе, низких ценах и государственном регулированием цен на попутный газ (привет Якову Голдовскому).
И что с ним делать?
Попутный газ может быть утилизирован по нескольким сценариям, все зависит от состава «попутки» на конкретном месторождении. Одним из экономичных вариантов может быть закачка «попутки» обратно в пласт, как это делают в Норвегии. При этом газ поддерживает необходимое давление в пласте и попросту «выталкивает» нефть из скважины на поверхность. Впрочем, для этого нефтянику придется раскошелиться на установки для сжатия газа и оборудование, способное выдержать высокое давление.
Еще есть возможность попытаться переработать «попутку» по технологии GTL в синтетическое топливо.
Если у компании есть возможность поставлять ПНГ на газоперерабатывающий завод, тогда попутный нефтяной газ перерабатывают для бытовых нужд.
Сепарация попутного газа на заводе сводится к получению отбензиненного и газового бензина, а также к получению широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ). Отбензиненный газ используется для генерации электроэнергии. Газовый бензин для производства моторного топлива.
Широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ) – это основное сырье нефтехимических предприятий для производства целого спектра продуктов: каучука, пластмассы, этанола, растворителей, компонентов высокооктановых бензинов. Выделяемая из ШФЛУ смесь пропана и бутана вполне может быть использована как альтернатива привычному бензину и дизельному топливу. Этот вид автомобильного топлива с каждым годом становится все популярнее. Да хотя бы из-за его цены. Это топливо почти вдвое дешевле бензина.
Еще один из известных вариантов по утилизации попутного газа - использование его в качестве топлива для выработки электроэнергии прямо на промысле. Тарифы на электроэнергию постоянно растут, поэтому подобная процедура экономически оправдана. Во многих странах такая работа с утилизацией ПНГ является доминирующей.
Кстати, именно этот вариант активно использует наш «Сургутнефтегаз». Эта компания является в России пионером по строительству корпоративной газотурбинной энергетики. На данный момент в компании функционируют 14 ГТЭС. Уровень утилизации попутного газа в «Сургутнефтегазе» составляет 95% (!). На сегодняшний день это самый высокий показатель в стране.
Операция «Шок и трепет»
Предложения по ужесточению мер за сжигание попутного газа, исходящие последние полгода от Минприроды и Минпромэнерго, чрезвычайно бодрили нефтяников. Правда, ведомства все никак не могли прийти к консенсусу и постоянно спорили, ведь каждый из них разрабатывал самостоятельную программу. Но нефтяным компаниям от этих споров было не легче. Как говорится, паны дерутся, у холопов чубы трещат.
Минприроды предлагал уже с этого июля запретить эксплуатацию месторождений без приборов учета ПНГ. Ну а Минпромэнерго с его более мягкой программой с этим ни в какую не соглашался. Дескать, не все бы успели внести к этому сроку технические изменения в проекты, а это почти 1500 месторождений. Опять же Минприроды настаивал на том, чтобы довести уровень утилизации ПНГ до 95% к 2011 году, а Минпромэнерго ратовал за 2015 год. В итоге Трутнев и Христенко все-таки пришли к консенсусу. Каждый пошел на уступки. Минприроды отказался от идеи закрывать в июле нефтяные скважины, не оборудованные счетчиками ПНГ, а Минпромэнерго согласился на утилизацию «попутки» на уровне 95% уже к 2011 году. Что касается гибкого, индивидуального подхода к использованию ПНГ на различных месторождениях, то министр природных ресурсов был в этом вопросе неумолим. «Если мы сейчас начнем входить в положение разных компаний, то ни к чему кроме коррупции это не приведет», - заявил Юрий Трутнев, - и это не наведет порядок, а лишь вызовет новый виток неправильных решений».
Осталось 3 года
Как только Ростехнадзор, находящийся под ведомством Минприроды, выступил с сенсационным предложением увеличить в 164 раза штраф за сжигание ПНГ, в рядах нефтяников начались нешуточные волнения. Можно даже сказать паника. Введение подобного штрафа обошлось бы отрасли в $8 с барреля нефти.
«Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «ТНК-BP» немедля сочинили и отправили коллективное письмо премьер-министру Зубкову. Просьба заключалась в налаживании серьезного диалога по проблеме утилизации попутного газа между властью предержащими и нефтегазовыми компаниями. Кроме этого, российские нефтяники просили уделить внимание повышению экономических стимулов полезного использования ПНГ. Ведь показывая кнут, не стоит забывать о прянике.
Пока чиновники судятся-рядятся вокруг цифр и штрафов, нефтянка вовсю старается встретить 2011 год с требуемыми показателями по переработке «попутки». Многие компании уже отрапортовались, что планируют в течение ближайших трех лет довести уровень утилизации ПНГ до 95%.
Лидер отрасли «Сургутнефтегаз» уже лет 5 как достиг этого уровня. Не подвергнется репрессиям и «Татнефть», более того, компания планирует увеличить и без того высокий уровень утилизации с нынешних 95% до 98%. "Роснефть" готова инвестировать 46 млрд рублей, чтобы обрести необходимую цифру уже в 2010 году. До этого срока планирует успеть и «Газпром нефть». В свою очередь «ЛУКОЙЛ» и «ТНК-BP» подкорректируют свои программы, чтобы также встретить 2012 год без высоких штрафов за сжигание «попутки». Важно лишь, чтобы чиновники не позабыли либерализовать тарифы на попутный газ и сделать свободным доступ к газотранспортной системе. И если этот пряник не будет запрятан в долгий ящик, тогда нефтяникам все по силам. Они вполне готовы выйти на желанную цифру в 95% уже через три года.
А как у них?
Норвегия – впереди планеты всей. С 1971 года, когда в стране только начался нефтяной бум, правительство немедля стало жестко регулировать сжигание попутного газа. Именно поэтому в этой стране наименьший уровень сжигания ПНГ - всего лишь 0, 16 % от всего объема. Основной способ переработки попутного газа в Норвегии – закачивание неутилизированного ПНГ обратно в пласт (так называемая газлифтная схема нефтедобычи).
В США утилизируется 98% ПНГ. В Штатах запрещено сжигать более 3% добываемого газа. Самый распространенный способ утилизации – повторная закачка газа в пласт и его использование в микротурбинах для выработки электроэнергии.
С 2004 года запрет на сжигание попутного газа действует и в Казахстане. Правда, все это не произошло молниеносно. Нефтяникам дали время, установив переходный период для создания газоперерабатывающих мощностей.
Автор: Виктория Юдина