USD 86.1091

-0.22

EUR 93.5149

+0.22

Brent 81.29

-0.17

Природный газ 2.053

+0.01

...

Россия нуждается в альтернативе газу и нефти

Как в Бразилии и Индии, настоящая фаза неуверенности и замедления экономического роста в России связана с внутренними экономическими и политическими проблемами, вдобавок обостренными продолжающимся международным экономическим кризисом. Но для Москвы этот вопрос стоит даже более остро, чем для других стран.

Россия нуждается в альтернативе газу и нефти

Как в Бразилии и Индии, настоящая фаза неуверенности и замедления экономического роста в России связана с внутренними экономическими и политическими проблемами, вдобавок обостренными продолжающимся международным экономическим кризисом. Но для Москвы этот вопрос стоит даже более остро, чем для других стран.

Явное отставание от других стран БРИК (Бразилии, Индии и Китая) маскируется высокой ценой на энергоресурсы, а Российская Федерация является одним из их основных мировых экспортеров. В ближайшие два года предвидится рост, не превышающий 4%.


Со времени прихода к власти Владимира Путина в 2000 году в России в течение восьми лет продолжался сильный экономический рост, характеризовавшийся существенной финансовой стабильностью. Горькие воспоминания о резком снижении цен на сырую нефть в последние годы существования Советского Союза побудило Путина поддержать создание Стабилизационного фонда, финансируемого за счет высокой прибыли на энергетическом рынке.


В начале реформы Путина привели к общему облегчению бюрократической практики, касающейся деятельности предприятий, и резко снизили налог на личный доход, который составил 13%. Эта мера вместе со значительным притоком денег от продажи нефти, открыла возможности для очень высокого роста среднегодового дохода, как ни в одной из других быстро развивающихся стран. За этим последовало неизбежное повышение спроса.

В 2000-2007 годах среднегодовой рост ВВП России достиг 8%, только Китай и Индия опережали Россию в этом плане. С начала 2006 года до середины 2008 года эйфория, которую испытывала Россия, которая впрочем вскоре должна была вступить в конкурентную борьбу с более развитыми странами, привела к постепенному смягчению налоговой политики со стороны политической власти, которая добивалась поддержки избирателей.


В этой ситуации, когда все развитые страны, находившиеся в совершенно другой социально-политической ситуации, старались снизить финансовое бремя социальных программ, правители Москвы заверяли народ в том, что заработная плата будет продолжать расти, рассчитывая на продолжительный экономический рост Китая и на то, что это сможет обеспечить высокие цены на газ и на нефть. Это ошибочное представление придало хрупкость экономической системе, в которой до сих 40% населения и более 50% компаний, имеющих котировки на бирже, зависят от государства.


Экономические условия, созданные международной политической обстановкой, позволили накопить в Стабилизационном фонде 598 миллиардов долларов за счет доходов от продажи нефти. Но в 2009 году падение ВВП (-8%, худший экономический результат среди стран Большой двадцатки) снизило ожидания России. Под ударами сурового экономического кризиса все сбережения, отложенные на черный день, исчезли за два года, и впервые с начала эры Путина был отмечен дефицит государственного бюджета, достигший 4%.

Россия достигла своего докризисного уровня производства только к концу 2011 года и занимает последнее место среди стран БРИК. Согласно недавним данным Международного валютного фонда (МВФ), теперешний медленный рост будет идти параллельно с увеличением цен выше 7%. По мнению многих экономистов-аналитиков, такая ситуация является индикатором тенденции к снижению роста, то есть - фактически перед экономическим ростом страны воздвигнута стена.


Согласно анализу Сергея Гуриева, ректора Новой экономической школы Москвы, цена на нефть, которая гарантирует достижение бездефицитного бюджета, увеличилась только за последние пять лет от 55 до 100 долларов. Как и раньше, цена на энергоносители продолжает быть для России передаточным каналом внешних потрясений на экономическую систему. Этой системе не удастся добиться большей макроэкономической стабильности, если она будет продолжать находиться на уровне 5% (максимальный предел, по мнению сотрудников МВФ) так называемого ненефтяного дефицита (дефицита без учета дохода от продажи нефти).


«Сегодня, когда Россия заняла заметное место среди экономически развитых стран, в ней не оказалось политической и институциональной силы, которая была бы в состоянии провести реформы, поддерживающие сильный рост», - заявил недавно Ручир Шарма.


«Американские сказки», - прокомментировали мои русские друзья. Путин, став президентом десять лет тому назад, спас страну от экономического хаоса, вытащив ее из пропасти. В то время среднегодовой доход населения составлял 1600 долларов на человека.


Дать гарантию своим согражданам, что их нынешний среднегодовой доход в 13,9 тысячи долларов (что составляет примерно 40% от среднегодового дохода населения в странах ОБСЕ), увеличится в будущем, довольно трудно при нынешней конъюктуре. Такие гарантии соответствуют обязательству российского президента сделать «скачок вперед». Только такой скачок позволил бы стране развиваться и дальше и войти в группу будущих ведущих экономических держав.


Цель заключается в создании такой модели, которая сможет дистанцироваться от непредсказуемых рынков энергоносителей. Этой цели не смогли добиться различные правительства, которые сменяли друг друга в Москве после распада СССР. Кроме того, политический класс, который неустанно повторяет о необходимости «создания благоприятного климата для инвестиций», не в состоянии его обеспечить и уничтожить коррупцию и бюрократические проволочки в отношении компаний, не связанных с нефтью.


В этом свете не нужно переоценивать положительные изменения, которые последуют вскоре за вступлением России в ВТО. А пока россияне, которые могут себе это позволить, предпочитают по привычке вывозить из страны миллиарды долларов (80 млрд. только в 2011 году), а не инвестировать их в свою страну.


Пока что России не удается добиться экономического роста в неэнергетических и в неметаллургических секторах. В настоящий момент кажется, чтоничто не может привести к созданию «нормального» класса богатой буржуазии в стране, которая занимает первые места в классификации супермиллиардеров мира.



Автор: Экология и Жизнь