Последние годы ознаменовались для России настоящей экономической «шоковой терапией».
В новейшей истории ни у одной страны не было такого резкого вынужденного перехода к совершенно альтернативной экономической модели. Санкции, колоссальные скачки цен на нефть, политическая напряженность – все это стало отправной точкой для пересмотра Правительством РФ всех основных векторов развития государства.
Основным «двигателем» новой экономики России стала реализация государственной программы глобального импортозамещения, и особенно актуально это стало для нефтегазовой отрасли.
Почему? Во-первых, в начале июля 2015 г. со стороны Европы и США был введен запрет на инвестиции в энергетические секторы России, включая добычу нефти и газа.
Более того, иностранным поставщикам полностью запретили экспорт в Россию товаров, услуг и технологий, необходимых для глубоководной разведки и добычи нефти, в том числе в Арктике, проектов, связанных с добычей сланцевой нефти и т.д.
Во-вторых, даже до введения санкций и падения мировых цен на нефть, в России (и не только) наблюдалось падение объемов бурения, особенно эксплуатационного. Основных причин было две – возросшая популярность горизонтального бурения (благодаря которому компаниям, для достижения заданного объема добычи, нужно было бурить меньшее число эксплуатационных скважин) и снижение инвестиционной активности добывающих компаний-заказчиков, в т.ч. из-за политической нестабильности. Поле введения санкций и продолжившихся колебаний нефтяных цен, проблемы рынка нефтесервиса в России только усложнились.
Основные трудности, которые не решены и по сей день - общее устаревание парка буровых и отсутствие новых более мощных моделей, необходимых отрасли в связи с разработкой месторождений с большей глубиной залегания продуктивных пластов. Не секрет, что «легких» запасов углеводородов на территории России почти не осталось, а средняя глубина и протяженность строящихся скважин только увеличиваются. Повышается и грузоподъемность буровых установок, которые буровым подрядчикам нужно откуда-то брать.
Так, по данным исследования, проведенного по заказу Корпорации развития Среднего Урала, у большинства буровых подрядчиков на конец 2016 г часть установок превысила нормативный срок службы. В 2017 году наблюдались критические значения доли бурового парка, требующей замены или ремонта. По данным КРСУ, этот показатель достигал 270 буровых. В ближайшие 5 лет выйти из эксплуатации могут до 500 ед. оборудования.
Раньше у добывающих и нефтесервисных компаний было несколько удобных вариантов решения подобных вопросов – был широкий выбор покупки оборудования, в основном у иностранных поставщиков (доля зарубежного оборудования составляла 80%!), можно было арендовать буровые или нанять иностранную буровую компанию для ведения сложных работ.
С введением санкций большинство этих вариантов отпали.
Появилась потребность в наращивании производственных мощностей действующих предприятий и в локализации в России производств основных иностранных поставщиков.
Вполне логично, что российские добывающие компании перенаправили усилия на реализацию программы импортозамещения.
Как следствие, в последние годы в нашей стране не только начал формироваться прочный пул поставщиков буровых установок и бурового оборудования, но и появились настоящие «силиконовые долины», полностью ориентированные на обеспечение потребностей нефтегазового сектора РФ.
Основной площадкой, имеющей все шансы в ближайшем будущем собрать вокруг себя мощный конгломерат отечественных поставщиков бурового оборудования, стала Свердловская область.
И дело тут не только в удачном территориальном расположении – 50% нефти в РФ и 90% газа добывается в Ханты-Мансийском и в Ямало-Ненецком автономных округах, граничащих со Свердловской областью, а расстояние от границы региона до нефтедобывающих скважин составляет всего 60 км.
Но и в том, что уже сегодня в регионе налажены прочные связи с производителями отраслевой продукции (трубы, продукты нефтехимии, системы автоматики, буровые установки и т.д.).
Так, в Свердловской области работает крупнейший производитель буровых - «Уралмаш НГО Холдинг» - обеспечивающий свыше 60% рынка российских тяжелых установок.
Также в регионе успешно функционируют производитель компрессорного оборудования «Невьянский машиностроительный завод», производители труб нефтяного сортамента «Синарский трубный завод», «Северский трубный завод» (группа ТМК) и «Первоуральский новотрубный завод» (группа ЧТПЗ) и многие другие.
Кроме того, в Свердловской области расположены крупнейшие металлургические компании России, а также свыше 300 промышленных компаний МСБ - местные подрядчики, которые могут стать поставщиками деталей и материалов для производств нефтегазового машиностроения.
За счет развития производства и освоения новой продукции компании «Уралмаш НГО Холдинг», а также привлечения в регион производителей смежного оборудования, Свердловская область может уже в ближайшем будущем превратиться в кластер нефтегазового машиностроения.
Над этим активно работает Корпорация развития Среднего Урала (КРСУ), консолидируя интерес со стороны производителей нефтегазового оборудования и комплектующих к локализации на территории региона.
По данным исследования, проведенного по инициативе КРСУ, в течение 4х лет Свердловская область сможет обеспечить свыше 80% рынка российских тяжелых буровых установок, а в сегменте всех типов буровых агрегатов для нефтегазовой отрасли доля производства будет достигать 40%.
Этого показателя не так-то сложно добиться, ведь уже сейчас в Уральском федеральном округе сосредоточено 80% российского потребления нефтегазового оборудования.
С учетом рыночной обстановки в Свердловской области перспективно создавать новые проекты нефтегазового машиностроения и производства компонентов как в кооперации с действующими предприятиями, которые готовы к технологическому партнерству, так и путем самостоятельного развития.
Инициация новых проектов активно поддерживается государством и правительством региона в частности.
Например, в августе 2017 г. правительство Свердловской области заключило соглашение о сотрудничестве с Газпром нефтью.
Документ предполагает реализацию в регионе мероприятий по импортозамещению оборудования и технологий, а также смазочных материалов и технических жидкостей.
В мае 2018 г. губернатор региона Е. Куйвашев и президент Роснефти И. Сечин на полях ПМЭФ договорились о развитии двусторонних партнерских отношений, также подписав соглашение.
И таких примеров немало.
Специально созданные в регионе Индустриальный парк «Богословский» или особая экономическая зона «Титановая долина» открывают для своих резидентов целый ряд преимуществ, в т.ч. налоговые льготы (снижение налога на прибыль до 5%, обнуление налогов на имущество и землю, снижение страховых взносов до 7,6%), льготное финансирование проектов от 1% годовых и поддержка региональных институтов развития и органов власти.
Корпорация развития Среднего Урала, специально созданная Правительством Свердловской области, поможет предпринимателям выбрать площадку, запустить производство, получить необходимые субсидии и льготы, а также окажет содействие во взаимодействии новых компаний с органами власти.
У отечественных буровых установок есть будущее, об этом не только говорят сами производители, но и подтверждают исследования.
Так, согласно исследованию КРСУ, в ближайшие 5 лет спрос на буровые установки будет покрываться внутренним производством.
Но, поскольку часть иностранных производителей уже открыли производство внутри России, расслабляться российским производителям все же не стоит.
Автор: Анастасия Никитина