По текущим оценкам, сколько всего ушло загрязненной нефти в дальнее зарубежье?
Общий объем некондиционной нефти, поставленной по нефтепроводной системе Дружба и через порт Усть-Луга, составил порядка 3 млн тонн.
Где и как будет размещена загрязненная нефть, которая вернется в Россию?
Нефть с повышенным содержанием хлорорганических соединений (ХОС) будет размещаться в свободных емкостях резервуарных парков дочерних обществ Транснефти с учетом планов поставки нефти, в соответствии с договорными обязательствами перед грузоотправителями, а также с учетом безопасности технологического процесса при транспортировке.
Сколько будет стоить хранение в странах, где нефть останется?
Стоимость услуги хранения в магистральных трубопроводных системах сопредельных государств будет определена после окончательного уточнения объемов нефти с повышенным содержанием ХОС, а также предполагаемых сроков.
Это зависит в том числе от срока восстановления нормального режима работы магистральных нефтепроводов с момента начала поступления кондиционной нефти на территории данных государств.
Какой объем нефти вернется?
Общий объем вытеснения нефти с территории Белоруссии в Россию составляет суммарно 1,328 млн тонн.
Он включает нефть в системе магистральных нефтепроводов белорусских компаний Гомельтранснефть Дружба (868 тыс. тонн) и Полоцктранснефть Дружба (460 тыс. тонн).
Процесс вытеснения начался 24 мая 2019 г.
В соответствии с утвержденной «дорожной картой» кондиционная нефть должна поступить на территорию Польши через пункт приема (ПСП) «Адамова Застава» 10 июня 2019 г.
Вытеснение с территории Польши планом не предусматривается.
А что произойдет с нефтью в Польше?
Нефть с превышением показателя по содержанию ХОС, поставленная через Белоруссию на территорию Польши в соответствии с маршрутными поручениями и принятая польскими операторами по актам приема-сдачи, размещена в трубопроводной системе страны.
Приведение нефти до уровня кондиционной, по нашему мнению, возможно при ее локализации в свободных резервуарных парках с последующим смешиванием с потоками чистой нефти, поступающей как с моря (порт Гданьск), так и по нефтепроводной системе Дружба.
Общий объем нефти, поставленной через ПСП Адамова Застава в Польшу и Германию, составляет ориентировочно 690,5 тыс. тонн.
Готовы ли трейдеры и потребители ее покупать, с каким дисконтом?
Данный вопрос не входит в компетенцию компании, так как нефть, транспортируемая по системе магистральных нефтепроводов, не принадлежит Транснефти.
Мы совместно с Минэнерго проработали вопрос по возможной компенсации грузоотправителям в связи с возникшей ситуацией.
Наше предложение было озвучено на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака.
Почти все российские грузоотправители согласились на этот вариант.
Думаю, в ближайшее время мы приступим к практической реализации.
От кого вы ожидаете требований по компенсации? Как они будут рассчитываться?
Данный вопрос стоит рассматривать с учетом принятия или непринятия грузоотправителями нашего предложения по компенсации.
В случае отказа путь урегулирования только один — через суд.
Будет ли после этих событий изменена система контроля нефти, сдаваемой в вашу систему? Схема владения пунктами приема нефти?
Транснефть по поручению правительства подготовила и направила в Минэнерго соответствующие предложения, в том числе и в части усиления контроля приема нефти на сторонних ПСП.
Среди предложений также уход от периодической системы контроля качественных параметров нефти с одновременным переводом его на ежесуточную основу, что мы сейчас уже реализуем.
Насколько это увеличит стоимость транспортировки?
Безусловно, переход с декадной системы контроля содержания ХОС в нефти, сдаваемой в систему Транснефти, на ежесуточную уже привел к увеличению количества необходимых испытаний в десять раз и, соответственно, к увеличению расходов на их проведение.
Стоимость выполнения данных анализов меняется в зависимости от применяемых методик при выполнении испытаний, стоимости реактивов и т. п.
Что касается стоимости транспортировки, то этот вопрос необходимо обсуждать с Минэнерго, ФАС и грузоотправителями.
Когда система будет очищена от нефти с повышенным содержанием ХОС?
По нашим прогнозам, на это потребуется около шести—восьми месяцев.
Нефть, соответствующая нормативным показателям, с 4 мая 2019 г. поступила на НПЗ Белоруссии, с 10 мая 2019 г. — в порт Усть-Луга, а с 23 и 29 мая 2019 г. соответственно через Украину в Словакию, Чехию и Венгрию.