Несколько недель назад в Тюмени состоялось совещание руководства Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, посвящен-ное вопросам экономической интеграции Ямала в юг области. Нынешняя неделя ознаменовалась новой встречей, уже в Салехарде, где губернаторы области Сергей Собянин и Ямала Юрий Неелов подписали соглашения о первоочередных мерах по реализации федерального закона ?95, который вступает в силу 1 января 2005 года
-Александр Васильевич, если на первой встрече губернаторов Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа речь шла об инте-грации Ямала в экономику юга Тюменской области, то в Салехарде разговор шел уже о политической интерграции и административном переустройстве. Но почему Югра осталась в стороне: не приглашали или у округа есть свое видение этой ситуации?
-Мне думается, что начинать надо не с этих встреч, а с той системной работы, которая была выстроена изначально и одобрена соответствующими решениями трех губернаторов и трех Дум наших субъектов. Я не могу согла-ситься с тем, что мы стоим в стороне от этого процесса или его игнорируем. В рамках этих решений работает группа специалистов трех субъектов по выработке механизма распределения полномочий между Тюменской областью и автономными округами.
12 апреля члены группы должны предложить трем губернаторам идеи и мысли, оформленные в проекты документов, как выстраивать работу наших трех субъектов по реализации 95-го федерального закона.
Мне думается, что у Ханты-Мансийского автономного округа и у наших представителей, которые занимаются этой проблемой, достаточно настойчивая позиция. И нередко именно по нашей инициативе проходят эти встречи. Сейчас, на мой взгляд, их работа должна быть более активной.
Что касается тех встреч и решений, о которых вы спрашиваете, между руководством Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа, то мне думается, что вопросы надо адресовать участникам этих встреч, потому что мы действительно не являлись их участниками.
-Ханты-Мансийский автономный округ проигнорировали?
По результатам первой встречи в Тюмени в одном из заявлений было обращение к органам власти и к общественности Ханты-Мансийского автономного округа с предложением присоединяться к процессу. Мы это сделали и внесли новых инициативы. Они были направлены губернаторам Тюменской области и Ямала, а также в рабочую группу, которая занимается этими проблемами. В них мы существенно добавили возможности для компромиссов. Наши предложения заключаются в том, чтобы органы власти автономных округов имели в сфере своей компетенции те вопросы, которые связаны непосредственно с жизнеобеспечением людей. Это вопросы всей социальной сферы, прежде всего. Вопросы, связанные с общим развитием, развитием производительных сил, инфраструктуры, транспорта, электроэнергетики, ликвидацией чрезвычайных ситуаций, можно сосредоточить на уровне вновь создаваемого некоего органа под эгидой Совета трех Губернаторов. А под эти функции сформировать общеобластную часть бюджета. По сути, это, может быть, несколько даже расширенная и дополненная идея, которую в свое время предлагал губернатор Тюменской области Сергей Семенович Собянин, когда мы обсуждали варианты возможного развития событий.
Наши предложения губернаторы Собянин и Неелов получили, обещали рассмотреть. Посмотрим, какова будет реакция на них.
-Вы знаете, о чем конкретно шла речь в том же Салехарде?
Суть предложений, которые там рассматривались, на мой взгляд, заключаются в следующем. Для исполнения 24 полномочий, которые законом предполагается реализовывать на областном уровне, если иное не предусмотрено соглашениями или федеральным законом, администрация Тюменской области предлагает сформировать на территории Ямало-Ненецкого автономного округа свои представительства, так их назовем, из специалистов администрации Ямала. Эти сотрудники автоматически становятся работниками администрации Тюменской области. Схема в полной мере вписывается в требования закона, если строго и формально им руководствоваться и не учитывать иных возможностей, которые дает этот же закон. Но этот же закон позволяет по иному выстроить эти отношения на основе договора, соглашения между субъектами Федерации. И та, и другая схемы имеют право на жизнь. Может быть, исходя из технологичности построения системы управления, полезности, а главное эффективности, для того, чтобы минимизировать возможный ущерб для людей, живущих на нашей территории, надо рассматривать все варианты. В этом случае, мне думается, что, предложенный нами вариант интересен тем, что он позволяет сформировать бюджетные взаимоотношения между регионами и муниципалитетами более прозрачно. При этом, формиру-ется общеобластная часть бюджета, необходимая для решения всех общеобластных проблем. В этом смысле, мне кажется, намного упрощается сама процедура и формирования, и исполнения бюджета.
Что касается ситуации, почему же именно Ямал, а я могу предположить, судя по некоторым высказываниям Юрия Васильевича Неелова, что это его инициатива, предложил эту форму двусторонних отношений. Здесь суть лежит почти на поверхности. Заключается она в простой вещи. Сегодня распределение бюджетных доходов выглядит так: Ханты-Мансийский автономный округ по факту имеет порядка 95 миллиардов рублей дохода, Тюменская об-ласть 20 с небольшим миллиардов, Ямал около 40 миллиардов. С учетом того, что на Ямале уже в этом году ?газовая? составляющая в доходах бюджета практически вся перераспределяется в федеральную казну, бюджет округа существенно сократился. Плюс с будущего года значительно (до пяти про-центов) сократятся доходы от налога на добычу полезных ископаемых. Проецируя эту ситуацию на будущее, мы можем получить такую картину: Тю-менская область будет иметь 7 ? 8 миллиардов рублей дохода, Ямал - на уровне 17 -18 миллиардов, а в целом на три субъекта придется от 96 до 100 миллиардов рублей. То есть, 70 с лишним миллиардов рублей налогов будут платиться все равно предприятиями, работающими в Ханты-Мансийском автономном округе. В этом смысле, на мой взгляд, руководители Ямала и Тюменской области считают и доказывают нам, что надо объединить все эти ресурсы в один консолидированный бюджет, для того, чтобы решить возможные потери.
-То есть, мягко говоря, обычное выравнивание бюджетов одних территорий за счет других?
-Я должен сказать, что это совершенно ни какая не новость, и обсуждая изначально эту ситуацию, мы предлагали даже нормативным образом закрепить эти пропорции. Мы предлагали сократить бюджет Югры почти на 30 миллиардов рублей, к примеру, до 50 - 53 миллиардов рублей, и за счет этого выровнять бюджеты Ямала и Тюменской области. Но, мне кажется, что наши предложения слишком долго обсчитываются. Пока есть мнение, что общих объемов этих отчислений на территории всех трех субъектов будет недостаточно для того, чтобы сформировать три бюджета. Не знаю, на основе чего сделан такой вывод.
Тем не менее, насколько я могу понять из тех соглашений, проекты которых сейчас обсуждаются между областью и Ямалом, Губернаторами даются гарантии по всем текущим расходам: социальным выплатам, пенсионным надбавкам, уровнем заработной платы и так далее
-Вот как раз мы и подошли к другой теме, о которой идет разговор: политическая интеграция, административные изменения. Но ведь по Конституции РФ для любого территориального изменения требуется рефе-рендум. А в данном случае получается, что сначала идет инициатива сверху, а затем, чтобы закрепить это решение, возможно и будут прово-диться референдумы.
-Давайте, мы разделим эти вещи. Что касается интеграционных процессов в экономике, округ в них уже очень давно и активно участвует. И есть реальные результаты этой работы, можно назвать некоторые цифры. Когда три года назад новый губернатор Сергей Собянин пришел к руководству Тюменской области, ситуация была достаточно сложной. Мы на весьма льготных условиях выделили очень серьезные ресурсы, чтобы поддержать юг Тюменской области, нового губернатора и, таким образом, стабилизировать обстановку. 800 миллионов рублей под очень льготный процент выделили ссуды, чтобы решить вопросы посевной и уборочной кампаний. Полмиллиарда рублей под такой же льготный кредит в пять процентов выделили администрации Тюменской области для того, чтобы она развивала налогооблагаемую базу и могла привлечь деловых людей, бизнесменов к реализации инвестиционных проектов. Мы выкупили несколько проектов, которые тяжелым грузом лежали на администрации Тюменской области в рамках так называемой кредитно-бартерной линии, где у области образовались огромные долги перед западными банками. Я называю только несколько принципиальных моментов, достаточно весомых шагов, которые способствовали тому, чтобы интеграционные процессы в регионе стартовали очень быстро, сразу после выборов губернатора Тюменской области. Я уже не говорю о ряде других про-ектах, куда также вложены немалые ресурсы, а привожу примеры конкретного решения проблем на основе тесной экономической интеграции.
Второй вопрос. Когда речь заходит о таких принципиальных вещах, как, например, о возможной политической интеграции, связанной опять же с возможным изменением государственно-правового статуса субъекта, или существенным умалением этого статуса за счет передачи вопросов компетенции органов власти субъекта федерации, то, безусловно, таких решений нельзя принимать, не посоветовавшись с главным носителем власти на территории ? населением.
Я горячий приверженец любых изменений, которые послужат, прежде всего, на пользу людям. Но при этом, я подчеркиваю, надо взвесить все ?за? и ?против?, с этим обратиться к людям, получить от них разрешение и после этого реализовать такие идеи. В этом смысле, я бы, как руководитель одного из регионов, хотел иметь какую-то предметную картину будущего. Вспоминаю слова Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, который говорил, что, идеи укрупнения, объединения касаются, прежде всего, ?немощных? регионов, то есть тех, кто не может организовать жизнь людей, не имеет для этого организационных и финансовых возможно-стей. И в этой связи мне думается, что нам нужна большая определенность. При этом напомнить, что и Ханты-Мансийский, и Ямало -Ненецкий автономные округа входят в состав Тюменской области, и сейчас идет процесс распределения полномочий между субъектами Российской Федерации в период подготовки к реализации известного вам федерального закона.