Структура энергопотребления по странам мира значительно дифференцирована, при этом в топливно-энергетических балансах большинства развитых стран позиции углеводородов являются доминирующими.
Объем и эффективность использования энергоресурсов в экономиках различных государств в значительной мере отражает уровень технологического развития национальных экономик, а также климатические и ресурсные условия отдельных стран.
В конце 1960х гг группой ученых, руководимых Д. Мидоусом, была выявлена макроэкономическая закономерность, суть которой заключалась в том, что существует тесная взаимосвязь экономического роста с объемами энергопотребления, а душевые оценки ВВП хорошо коррелируются с душевым энергопотреблением.
Разброс данных по странам при этом обусловлен различием климата, цен на энергоресурсы, структуры экономики, энергоемкости производства.
Все страны-потребители энергоресурсов могут быть разделены на 4 группы:
1. Страны с исключительно высоким уровнем ВВП на душу населения при умеренном использовании энергии. Все эти государства не располагают собственными сколько-нибудь значительными ресурсами нефти и газа и вынуждены развивать высокотехнологичные производства, не требующие больших затрат энергии. (Австрия, Германия, Дания, Франция, Швейцария, Япония)
2. Развитые страны с эффективным потреблением энергии. Здесь наблюдается уже большее удельное потребление энергии для производства ВВП, чем в первой группе государств. (Бельгия, Нидерланды)
3. Эту группу государств составляют Аргентина, Греция, Южная Корея, Австралия, Норвегия и др. страны. США, Великобритания, Италия, Испания, Швеция, Финляндия находятся между второй и третьей группой стран по эффективности использования энергии.
4. Группа развивающихся ?сырьевых стран? с крайне неэффективным использованием энергии, при котором рост энергопотребления на душу населения ведет к крайне медленному росту ВВП. В этих государствах основу экономики составляет продукция топливно-энергетического комплекса. (Венесуэла, Индонезия, Иран, Ирак, Колумбия, Мексика, Чили)
Россия находится между третьей и четвертой группой.
Таким образом, следует иметь в виду, что современный период развития передовых (развитых) стран связан с повышением эффективности использования энергии при одновременном возрастании объемов потребления энергоресурсов. Повышение эффективности идет по трем основным направлениям: рационализация энергопотребления, введение энергосберегающих технологий, изменение структуры экономики, включая вынос энергоемких производств в другие страны.
По объему разведанных запасов полезных ископаемых Россия занимает ведущее положение в мире. По оценкам экспертов стоимость таких запасов составляет 320-380 трлн долл США.
В недрах России сосредоточено около 20% мировых запасов нефти, 35% газа, 12% угля.
Минерально-сырьевые ресурсы продолжают оставаться главной составляющей российского экспорта. Около 70% валютных поступлений в стране получают за счет экспорта минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки. В Западно-Сибирском экономическом районе сосредоточено 52,4% валовой ценности балансовых запасов полезных ископаемых. Этот регион обеспечивает 69% общероссийской добычи нефти, 95% газа и 34% угля.
НГК ХМАО является одной из основных движущих сил экономического развития России, реальным ?локомотивом? ее экономического роста в силу создания им значительных косвенных, так называемых мультипликативных эффектов от капитальных и эксплуатационных затрат в результате реализации нефтегазовых проектов. Важной стороной анализа состояния нефтегазового комплекса ХМАО должны стать не столько количественные характеристики его развития на сегодняшний день, а пути решения существующих проблем ТЭК.
Наиболее тревожный негативный фактор последних лет - резкое снижение прироста запасов энергетических ресурсов в Западной Сибири.
В 2000 г прирост запасов нефти (включая конденсат) по сравнению с 1991 годом сократился здесь в 6 раз, газа - в 13 раз. Впервые, начиная с 1993 г, прирост запасов углеводородного сырья не компенсирует его добычу.
К неблагоприятным финансовым условиям функционирования ТЭК Западной Сибири можно отнести наличие средне и долгосрочной дебиторской задолженности. Так, период полной оплаты за реализованное углеводородное сырье на внутреннем рынке и рынках стран СНГ (особенно Украины и Белоруссии) превышает по нефти ? 6 месяцев, по газу - 12 месяцев и более. При этом, надо отметить, что поставляет газ на Украину и в Белоруссию ОАО "Газпром", так как газ является его собственностью, а "списывают" долги этих государств по поставкам газа Президент и Правительство РФ.
По оценкам Минтопэнерго РФ только 20% разведанных запасов нефти в России позволяют обеспечить дебиты скважин более 25 т / сутки, более 50% запасов обеспечивают дебиты менее 10 т /сутки. При действующем налоговом законодательстве, по оценкам ИГНГ СО РАН, рентабельны для разработки лишь месторождения, дебиты нефти на которых превышают 20-30 т/сутки. Из-за этого большое количество нефтяных и газовых скважин в России простаивают. Для сравнения укажем, что в США средний дебит скважин несколько меньше 2 т/сутки и эксплуатация таких скважин рентабельна.
Для создания возможности вовлечения в разработку запасов всех месторождений необходима коренная реформа налогового законодательства.
Уменьшение налогового бремени на ТЭК позволит интенсивнее вводить в разработку новые месторождения, применять новые технологии, позволяющие существенно повысить дебиты скважин и реконструировать производства, перерабатывающие углеводородное сырье.
Интенсивное развитие нефтедобычи в ХМАО возможно лишь при условии поддержания на высоком уровне конкурентоспособности отрасли, прежде всего, путем сокращения издержек производства. Это означает, что нефтяные компании будут прямо или косвенно стараться:
избавиться от нерентабельных объектов разработки (в ущерб задаче максимально полной отработки запасов);
сократить избыточную численность работающих, что может непосредственно вызвать обострение проблемы безработицы в округе;
уменьшить затраты на природоохранные цели;
уменьшить расходы социального характера (передать оставшиеся в их собственности объекты социальной инфраструктуры на балансы территорий) и т.д.
Таким образом, реализация вышеперечисленных общероссийских и региональных мероприятий в комплексе создаст реальные условия для выхода России, ХМАО и его нефтегазового комплекса на ведущие позиции в мировом экономическом сообществе. Для того, чтобы развитие нефтегазового комплекса действительно соответствовало интересам территории, необходимо построение механизмов контроля и поддержания баланса интересов каждой из сторон, округа и нефтяных компаний, в рамках формирующейся системы недропользования.