Венесуэльский нефтяной кризис затянулся. И уже начал вызывать растущее беспокойство и волнение на мировом рынке. Единомышленники президента страны Уго Чавеса еще больше сплачиваются, а его оппозиция сожалеет о непонимании европейского сообщества, требующего ?не просить невозможного?. И ни правительство, ни его противники не готовы отступать, на 29 день всеобщей неограниченной забастовки, которая парализовала нефтяную промышленность Венесуэлы? пятого в мире по величине экспортера черного золота.
?Бастующие хотят, чтобы правительство уступило. А мы, мы хотим, чтобы отступили они. Мы хотим выиграть эту баталию?, - говорит Рой Шадертон, министр иностранных де, сторонник Чавеса. Оппозиция останется ?неутомимой? в своем сражении возражает Хуан Фернандез, представитель нефтяного сектора и один из деятелей партии Coordinadora Democratica.
Ассоциация представителей деловых кругов Венесуэлы создала оппозиционную коалицию, в которую вошли профсоюзы, нефтяники, банкиры, транспортники, издатели. Они обвинили действующего президента страны Уго Чавеса в ухудшении экономического положения страны и тоталитарных замашках, потребовали проведения общенародного референдума. В результате четвертой за последний год забастовки экономика страны оказалась парализована. Нефтяная отрасль страны, обеспечивающая до 80 процентов всех валютных и половину бюджетных поступлений в Венесуэлу, терпит огромные убытки - около 70 млн долларов в день. К забастовке подключились нефтеналивные порты и танкерный флот. Семь из восьми членов совета директоров государственной нефтекомпании PDVSA ушли в отставку, остановились многие нефтеперерабатывающие заводы. Страна начала проедать запасы топлива и, вместо того чтобы экспортировать нефть, готова уже импортировать нефтепродукты.
Оппозиция угрожает гражданской войной, а президент, принадлежащий к партии левых, остается полным решимости разбить эту забастовку.
Угрозой неотвратимой войны в Ираке и действия венесуэльских нефтеэкспортеров влияют на рост цен на нефть - свыше 32 долларов за на Ньюйоркской бирже, это самый высокий курс за последние два года. Некоторые эксперты опасаются плохой конъюнктуры рынка нефти в январе. Большая часть импортируемой в США нефти ? около 13% - это венесуэльская нефть, на ценообразование которой сильно влияет ситуация в стране признает посол США в Каракасе.
Али Родригез (Ali Rodriguez), президент PDVSA отмечает, что потери компании составили 1,3 миллиардов долларов. Международная репутация компании ?смешана с грязью?, - говорит он. Вице-президент Жозе-Висент Ранжель (Jose Vicente Rang), напротив, с необычным оптимизмом утверждает, что конъюнктура на рынке нормальная.
А Чавес продолжает обещать своим карибским и американским покупателямм, что страна выполнит все свои международные обязательства в плане энергетики. И склоняется к милитаризации промышленности, чтобы справится с забастовщиками PDVSA. И к международной солидарности.
В свете затянувшегося кризиса в стране наблюдается растущий дефицит продовольствия. Правительство начало импортировать мясо, молоко и маисовую муку из Колумбии, Аргентины и Чили. ?Мера недостаточная, обеспечивающая лишь 3% национальных потребностей?, - утверждает представитель президентской оппозиции Жозе Луис Бетанкурт (Jose Luis Betancourt). Также правительство сообщило, что задолженность по нефтяным поставкам некоторых покупателей может быть заменена продовольствием. Так называемое соглашение ?нефть в обмен на продовольствие? уже заключено с Доминиканской республикой.
Автор: Надежда Падерина