С начала этого года весь мир ждет падения нефтяных цен, но всякий раз этому мешают различные геополитические факторы - иракская война, забастовка нефтяников в Венесуэле, этнические волнения в Нигерии.
Согласно пессимистичному прогнозу Economist Intelligence Unit к середине будущего года цены упадут до $15 за баррель по причине переизбытка предложения на рынке.
Одним из основных параметров госбюджета РФ на 2004 год является цена на нефть. Российское правительство должно играть на понижение прогнозов, которое позволит, с одной стороны, максимально ограничить роспись расходов, а с другой - получить все дополнительные доходы (если падение все-таки не произойдет) в так называемый стабилизационный фонд. Стоит подстраховаться, не рассчитывая на оптимистичный сценарий. По мнению экспертов Минфину следует иметь в запасе вариант с падением цен на нефть до $15 - 16 за баррель.
Бюджет этого года составлен из расчета цен на нефть 21,5 доллара за баррель. Бюджетные параметры для 2004 - 2005 гг рассчитаны из двух прогнозов цен на нефть. Консервативный прогноз базируется на цене Urals $18,5 за баррель. При этой цене обеспечивается исполнение расходных обязательств государства. Для расчета доходов избирается оптимистический вариант - $22 за баррель для 2004 г. и $22,5 за баррель для 2005 г. Оба варианта исходят из того, что действуют все нынешние налоговые и таможенные ставки, но с 1 января 2004 г. отменяется налог с продаж. В целом планируется снижение налогового бремени в 2004 и 2005 годах на 1,8-2% ВВП, что позволит дать дополнительное ускорение экономическому росту на 0,5-1% ВВП.
Резкое падение цен на нефть также пугает МЭРТ. Министерство представило в правительство сценарные условия развития экономики на период до 2006 года. В критическом варианте развития событий ? при падении цен на нефть до 13-13,5 доллара за баррель ? в экономике сократится объем инвестиций, прежде всего в нефтяном секторе, который сейчас составляет около половины всего объема инвестиций в промышленность России. В свою очередь, это приведет к сокращению инвестиций в смежные отрасли промышленности. Поэтому, по мнению МЭРТ, в течение 2004-2006 гг. возможен экономический спад. В этом случае также могут возникнуть трудности с исполнением бюджетных обязательств, что потребует увеличения заимствований и существенного снижения непроцентных расходов.
Между тем, фундаментальные показатели нефтяного рынка свидетельствуют о наличии как пессимистичных, так и оптимистичных настроений. С негативной стороны, мы отмечаем продолжающуюся неопределенность в отношении возвращения на рынок иракской нефти, при том что сокращение рыночной доли стран ОПЕК приводит к ослаблению контроля за балансом предложения. С позитивной стороны, мы отмечаем низкий уровень коммерческих запасов нефти в США, и сохранение напряженности в районе Ближнего Востока может привести к формированию новой премии за неопределенность будущих уровней цен на нефть.
Снижения цены рынок может и не дождаться. Например, аналитики инвестиционной компании A.G. Edwards & Sons уверены в том, что на рынке проявляется глобальная тенденция - перемещение цены на нефть из коридора $16-22 за баррель на уровень $20-28. В среднем цена на нефть в ближайшее время будет колебаться в пределах $25 за баррель. В случае если будет реализован сценарий A.G. Edwards, России грозит очередная порция сверхдоходов.
Отчет Brunswick UBS содержит прогнозы средних цен на нефть марки ?Брент? с $21,0/барр. до $21,5/барр. на 2004 год и с $18,5/барр. до $19,5/барр. в последующие годы.
31 июля состоится заседание ОПЕК и независимых представителей (России, Омана и Сирии) для согласования принципов нефтяной политики. К тому времени российское правительство уже будет иметь готовый проект госбюджета на 2004 год. Тем временем участники нефтяного рынка, ожидая понижательного ценового тренда, принимают стратегические решения.
Автор: Нана Бендукидзе