USD 89.6741

-0.22

EUR 97.7377

+0.79

Brent

0

Природный газ

0

...

Цены на нефть приготовились к нестабильности

Как отразится эмбарго ЕС на иранскую нефть на мировых ценах на черное золото, рассказал эксперт отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сотников

Цены на нефть приготовились к нестабильности

Как отразится эмбарго ЕС на иранскую нефть на мировых ценах на черное золото, рассказал эксперт отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сотников

С 1 июля вступило в силу эмбарго ЕС на импорт иранской нефти. Соглашение, которое было одобрено в январе этого года, предполагает, что с 1 июля ввоз сырой нефти на территорию стран-участниц ЕС запрещается полностью. Кроме того, в соответствии с новыми санкциями, государства-члены ЕС прекратят заключать новые контракты на поставку нефти из Ирана.

Насколько обосновано эмбарго ЕС на импорт иранской нефти, вступившее в силу с 1 июля, рассказал "Голосу России" старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН и отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сотников.

- Поводом для санкций стал доклад МАГАТЭ, в котором говорилось, что Иран до 2003 года вел работы по созданию ядерного оружия, и что эти работы могут продолжаться и в настоящее время. Вы считаете, этот доклад МАГАТЭ был объективен?

- Нет, я так не считаю. Дело в том, что я знакомился с этим докладом МАГАТЭ, он был обнародован еще осенью прошлого года, насколько я помню. Собственно, в этом докладе никаких новых, сенсационных моментов не содержалось. Все перечисленное там было и в прежних докладах МАГАТЭ. Публикация доклада не сумела на 100 процентов подтвердить, что действительно имела место такая незаявленная ядерная деятельность Ирана, которая могла иметь военный аспект. Я считаю, что, мягко говоря, доклад МАГАТЭ не совсем объективен.

- Тегеран отвергает все обвинения на протяжении всего этого времени. Там заявляют, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии. Но эти заявления Тегерана могут быть как правдой, так и ширмой для разработки оружия?

- Вы совершенно верно ставите вопрос. На мой взгляд, что есть много неясностей, которые окружают и содержатся в развитии ядерной программы Ирана. Но даже несмотря на это, доклад МАГАТЭ был не совсем объективен, некоторые моменты, которые были очевидны даже для МАГАТЭ, все-таки были ясны. Например, то (это было со стороны Ирана подтверждено), что были поставки со стороны подпольной сети Абдул Кадыр Хана, которая действовала в Пакистане, ядерных материалов и оборудования для обогащения урана.

Насколько я помню, иранцы этот момент подтвердили, хотя тогда же они сказали, что эти установки для обогащения не используются ни для каких иных целей, кроме мирного использования атомной энергии. Неясности, которые содержатся в самой иранской позиции, могут давать пищу для того, чтобы считать, что иранцы в чем-то лукавят. Все это требует доказательств, а их, как известно, найти довольно трудно.

На мой взгляд, сейчас сложилась ситуация, когда уже состоялись три раунда переговоров между Ираном и шестеркой государств, но выяснять, кто прав, кто виноват, достаточно сложно. Сейчас надо договариваться по существу.

- Вернемся к эмбарго. Как вы думаете, стоит ли ожидать роста цен на нефть или какого-то стихийного развития событий? Или вряд ли что-либо изменится?

- Я прочитал материал авторитетной американской газеты New York Times по поводу возможного роста цен. Американские аналитики, которые цитируются в этой статье, опасались, что будет резкий скачок роста цен. Кстати, американцы тоже ввели санкции против компаний, которые собираются торговать или вели торговлю нефтью с Исламской Республикой Иран.

Приводились слова этих аналитиков в этой статье о том, что цель этих санкций, а также тех, которые введены с 1 июля Евросоюзом, - оказать такой нажим на Иран, чтобы он был более сговорчив в том, что касается его противоречивой ядерной программы. По поводу цен на нефть аналитики говорили, что опасались этого подъема цен на нефть, но вроде этот подъем не происходит.

Я считаю, что цены на нефть в результате эмбарго - временное явление, потому что Иран в результате этого эмбарго выпадает из числа основных экспортеров черного золота. Может получиться так, что цены не будут подниматься сначала, а потом, по мере усугубления ситуации с поставками нефти на мировом рынке, если Саудовская Аравия и другие нефтедобывающие страны Персидского залива не сумеют увеличить квоты по каким-то причинам, то цены на нефть будут испытывать скачки. Всего этого следует ожидать в будущем.



Автор: Голос России