Специалисты ЦНИИ им Крылова выступили с докладами на круглых столах в рамках ПМЭФ-12.
Наиболее информативным было заседание круглого стола, посвященного теме: «Подводные трубопроводные системы транспорта углеводородов в Арктике».
Проблемам обеспечения перевалки грузов и отгрузки углеводородов при разработке арктических месторождений посвятил свое сообщение В. Шлячков, начальник сектора проектирования судов рыбопромыслового, транспортного и исследовательского флота.
Докладчик рассказал об особенностях испытаний моделей судов и океанской техники в бассейнах ЦНИИ им.акад А.Н.Крылова, представил проекты судов-снабженцев, доставляющих различные грузы на терминалы и буровые платформы, пояснил принципы буксировки объектов.
В презентации рассматривались варианты выгрузки на необорудованный берег, ледовый припай и причал.
Были представлены проекты судов на воздушной подушке и амфибийных платформ-экранопланов, способных со значительной скоростью двигаться как по воде, так и по суше и обладающих достаточной грузоподъемностью.
Кроме того, в своем докладе специалист научного центра сообщил о способах перевалки нефти в Кольском заливе и коснулся проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения.
Сообщение Н. Вальдмана,начальника сектора экологических исследований и оценки риска, было посвящено презентации проекта морского трубоукладочного судна для арктического шельфа России.
Специалисты ФГУП ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова провели экспериментально-расчетную работу по определению кинематических и динамических характеристик 2-х видов трубоукладочных судов: МТУС – морского трубоукладочного судна, предназначенного для укладки трубопровода на дно морей на глубинах, обычных для шельфа и составляющих сотни метров, и РТУС – речного трубоукладочного судна, предназначенного для укладки трубопровода на дно мелких внутренних водоемов, рек и озер, на глубинах в несколько десятков метров.
В функции трубоукладочного судна входит:
Укладка обетонированных и небетонированных стальных труб, а также гибких металлопластиковых труб в открытом море на глубинах 20-500 м, в том числе в мелкобитом льду;
Хранение, подготовка, сварка и укладка стальных труб диаметром до 1220 мм, длиной до 12-24 м, толщиной стенки до 40 мм, рабочим давлением до 25 МПа;
Спуск труб, шлангов и кабелей по туннелю, плавно переходящему в стингер, в средней части корпуса для предохранения от воздействия льда;
Обеспечение позиционирования с допустимой точностью в продольном и поперечном направлениях с использованием спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС;
Обеспечение скорости хода при волнении – около 10 узлов и во льдах – до 5 узлов.
Разработанный в ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова концептуальный проект судна-трубоукладчика полностью удовлетворяет требованиям эксплуатации в Баренцовом, Печорском и Карском морях, и, по мнению ученого, может быть принят в качестве базиса для разработки технического проекта.
Н. Вальдман также принял участие в работе круглого стола «Аварийно-спасательное обеспечение работ в Арктике и на континентальном шельфе» с докладом «Особенности промышленной и экологической безопасности при строительстве подводных трубопроводов в ледовых условиях».
Ведущий инженер сектора проектирования морских систем освоения шельфа - А.Луцкевич должил о традиционных и перспективных решениях перевозки газов водным транспортом.
Транспортировка газа во всех случаях связана со сложной технической задачей сокращения занимаемого им объема.
Без решения этой задачи использование любых транспортных средств неэффективно.
Принципиально возможны следующие подходы: газ можно сжать (компримировать), перевести в жидкое либо твердое состояние, растворить или химически связать.
Решающее значение имеет то обстоятельство, что природный газ (NG) не может быть сжижен за счет повышения давления, а только за счет охлаждения до криогенных температур.
В то же время углеводородные газы (PG), могут быть превращены в жидкость в результате сжатия.
Это различие оказывает принципиальное влияние на все технические, логистические и другие аспекты транспортировки NG и PG.
Выводы:
Объемы водной транспортировки сжиженного газа - природного Liquefied Natural Gas (LNG) и углеводородного Liquefied Petroleum Gas (LPG) - в России в настоящее время значительно ниже среднемировых, несмотря на статус России как одной из ведущих мировых газовых держав;
Перспективным для развития отечественной газовой отрасли является освоение малорентабельных месторождений газа (что, впрочем, является общемировой тенденцией).
Это, в свою очередь, потребует развития перевозок газа, как «традиционных» (основанных на технологиях LNG и LPG, в том числе ледовых, малотоннажных и интермодальных), так и «альтернативных;
Весьма перспективны дальнейшие исследования по технологиям перевозки газа в виде газогидратов;
Центр тяжести в добыче газа перемещается в северные районы России, что влечет за собой интенсификацию научных и проектных исследований по арктическим судам и ледоколам;
Все более возрастает роль нефтехимии и, соответственно, значение различных газов, как химического сырья. Также будет увеличиваться значение LPG, и особенно LNG как моторного топлива.
Это обусловит рост внутренних перевозок газов и, как следствие, также будет возрастать роль водного транспорта, как наиболее экономичного и экологичного.
Перечисленные причины обеспечивают за перевозкой газов в России водным транспортом большое будущее.
Направление перспективное и требует дальнейшего научно-технического развития.
Одним же из наиболее авторитетных научных учреждений, занимающихся вопросами морской транспортировки различных грузов, включая газы, - подчеркнул А.Луцкевич , - является ФГУП ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, в котором уже несколько десятилетий детально исследуются вопросы, связанные с разработкой морских месторождений нефти и газа.
Ни один из отечественных проектов морской добычи и транспортировки углеводородов не осуществлялся без широкого участия ЦНИИ им Крылова на стадиях экономического обоснования проекта, выполнения модельных экспериментов, проектирования и строительства технических средств морской добычи и транспортировки углеводородов.
По проблематике перевозки газов водным транспортом в Крыловском государственном научном центре выполнены многочисленные исследовательские, конструкторские и экономические проработки. Исследовались и оптимизировались альтернативные системы морской транспортировки газов в условиях арктических морей. Разрабатывались концептуальные проекты судов-газовозов различных типов (в том числе ледового плавания), в ходе которых были проработаны различные аспекты размещения газа на борту судна и его использования в качестве топлива в судовой энергоустановке.
Для Штокмановского месторождения Институтом выполнены работы по технико-экономическому обоснованию морской составляющей проекта, проведены масштабные исследования по проектированию порта СПГ в пос. Териберка, разработаны концептуальные проекты газовозов LNG вместимостью 155 тыс. м³ и 215 тыс. м³.